Владимир Николаевич Крупин

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
(перенаправлено с «Крупин, Владимир Николаевич»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Владимир Николаевич Крупин

Владимир Николаевич Крупин (7 сентября 1941 года ) — выдающийся русский писатель, патриот, член КПСС с 1961 г., монархист.[1]

В 1990 - 1992 годах главный редактор журнала "Москва". C 1994 года писатель преподает в Московской Духовной академии.С 1998 — главный редактор журнала «Благодатный огонь»; с 2000 — автор рубрики «Дневник писателя» в православной газете «Вера». Автор нескольких десятков книг.

Жена - видный педагог, редактор Надежда Леонидовна Крупина.

…«Мастер и Маргарита», но ведь это же бесовщина для интеллигентов! …«Гарри Поттер» — это уже бесовщина для толпы…[2]


Начало пути[править | править код]

"Родился в с. Кильмезь Кировской обл. в крестьянской семье, отец работал в лесничестве. В детские годы испытал все тяготы деревенской жизни военных и послевоенных лет. Стремление к писательству проявилось у Крупина уже в школьные годы. «Только родная литература помогла мне определить на всю дальнейшую жизнь смысл моего существования, — вспоминал впоследствии Крупин. — Русская литература всегда отдавала и отдает предпочтение образу жизни, духовно наполненному. Она всегда знала, что жизнь — поиск духовности».

Работал селькором в районной газете, комбайнером, слесарем, служил в армии. Во время учебы на филологическом факультете Московского областного педагогического института сотрудничал в различных многотиражках. После окончания института (1967) работал редактором в разных издательствах, сценаристом на телевидении, преподавателем литературы в школе.

Писатель отслужил три года в армии (в ракетных войсках), а после подал документы в Литературный институт имени Горького, но не прошел по конкурсу. Вскоре был зачислен на филологический факультет Московского областного педагогического института, где проучился до 1967 года. О своих студенческих годах писатель с чувством и теплом рассказал в произведениях «Прости, прощай…» и «Курс молодого бойца».( https://proreligiu.club/lichnosty/pisateli/vladimir-krupin-biografiya.html )

Первые публикации Крупина — очерки, репортажи, заметки — появлялись в районной периодике, армейских и заводских газетах; несколько стихотворений Крупина в 60-е были опубликованы в сборниках произведений молодых поэтов. Однако с н. 70-х Крупин всецело посвящает себя прозаическим жанрам. Первая книга «Зерна» (1974) выявила Крупина как самобытного автора т. н. « деревенской» (традиционной) прозы, творчество которого питается корнями родины, живыми воспоминаниями детства и юности. "( А.Любомудров,http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=0&id=4544&tm=5)

Мировую известность получила повесть «Живая вода» (1980), переведенная на многие языки. Здесь в ироничной манере переосмысливает писатель легенду о живой воде. Открытый в одной из деревень источник помогает людям избавиться от пагубных привычек. В произведении автор выражает надежду на возрождение русских богатырей при помощи этого чудодейственного средства. Еще одно крупное произведение жанра деревенской прозы - «Вятская тетрадь», сборник рассказов о «малой родине» писателя. Обращается Владимир Крупин и к другим темам. Повесть «На днях или раньше» (1977) посвящена проблемам семьи, «От рубля и выше» (1981) - проблемам художественного творчества, «Прости, прощай» (1986) - воспоминание о студенческих годах.

Цитаты[править | править код]

" Цифровое поколение. Понимает ли это поколение, что количеством в литературе ничего не возьмешь. В литературе все определяют качество текста и чистота убеждений. Да, раз в сто сократилось число читателей. Самое малое. Фактически это всероссийская катастрофа культуры. Но мы благодаря запасам классики выжили! Сохранилось же малое стадо настоящих читателей? Да. Понятие «малого стада» взято из Священного Писания. Истина не в толпе, а в тех, кто идет за Христом. И им сказано Господом: «Не бойся, малое стадо!» И чего нам бояться: мы же в России.

  Малое стадо. Оно-то не дает совестливым писателям уменьшить требования к себе, писать левой лапой, спустя рукава. Таким писателям надо держаться, они – преданные служители слова, последняя надежда на то, что нравственный свод над Россией не рухнет на головы. А если еще в теперешнее тревожнейшее время писатель будет склочничать, рваться к власти, то и данный ему Господом талант Господь же и отнимет. Время Апокалипсиса отодвигается молитвой, вот и надо и самому идти, и читателей вести к Богу. Высокая цель возвышает чувства, очищает душу. Душа-то бессмертна. Тело сгниет, а ей отвечать.
  Живем в последние времена. Но с чего тут паниковать? Последние времена начались с момента Вознесения Господа с Елеонской горы. И о них всегда справедливо говорили, что они неизбежны. Что же их отодвигало? Праведная жизнь, молитвы, исповедь… Нет этого, не умываемся слезами покаяния, умоемся кровью. И Распутин, и Белов – великие страдальцы за Русь Святую. Они всегда исповедовались и причащались. Как и Солоухин. Представим, что они сейчас с нами. Да так оно и есть. Живы их книги, и они живы. И с ними возвращаются великие слова: Господь, совесть, любовь, Родина, земля Родины, жертвенность, радость друг за друга. Тут не место словам: зависть, жадность, славолюбие, сребролюбие." ("Русский вестник", 22.03.2018: СЪЕЗД–РАЗЪЕЗД. Послесловие к XV писательскому съезду : http://www.rv.ru/content.php3?id=12488)

Произведения[править | править код]

Зёрна, 1974 (сборник рассказов)

До вечерней звезды, 1977 (сборник рассказов)

Живая вода // «Новый мир», 1980, №8

Вербное воскресенье, 1981

Сороковой день // «Наш современник», 1981, №11

Живая вода, 1982 (сборник повестей)

Во всю ивановскую, 1985

Дорога домой, 1985

Вятская тетрадь, 1987 (сборник)

Прости, прощай..., 1988

Детский церковный календарь, 2002

Русские святые, 2002

Повести последнего времени, 2003

Освящение престола. Будни сельского храма. Записки прихожанина, 2005 (три повести)

Незакатный свет. Записки паломника, 2007

Дымка, 2007 (сборник рассказов)

От застолья до похмелья. Русский взгляд на глобализм, 2007 (сборник рассказов)

Афон. История и современность Святой Горы, 2008 (религиозная публицистика)

Святая Земля. Там, где прошли стопы Его, 2009 (религиозная публицистика)

Скоро утро, но еще ночь, 2009

Босиком по небу. Книга о детях для детей и взрослых, 2009

Крупинки, 2015

Таинственный Афон, 2016 (видео встречи с читателями и презентации https://www.youtube.com/watch?v=2zw07NiAdAo)

Воспоминания[править | править код]

Мемуарная повесть "Громкая читка" (2020)//https://denliteraturi.ru/article/5076

Рассказы из записных книжек (опубл.2022)// https://ruskline.ru/analitika/2022/04/04/rasskazy_iz_zapisnyh_knizhek

Ссылки[править | править код]

Пример позднего творчества[править | править код]

"Муська" (опубл. 3 июля 2019 на РНЛ//http://ruskline.ru/analitika/2019/07/03/muska/)

"Муська - это кошка. Она жила у соседей целых восем­надцать лет. И все восемнадцать лет притаскивала котят. И всегда этих котят соседи топили. Но Муську не выбрасы­вали: хорошо ловила мышей.

Муська после потери котят несколько дней жалобно мяукала, заглядывала людям в глаза, потом стихала, а вско­ре хозяйка или хозяин обнаруживали, что она вновь ждет котят, и ругали ее.

Чтобы хоть как-то сохранить детей, Муська однажды окотилась в сарае, дырявом и заброшенном. Котята уже от­крыли глазки и взирали на окружающий их мусор, а ночью таращились на звезды. Была поздняя осень. Пошел первый снег. Муська испугалась, чтоб котята не замерзли, и по од­ному перетаскала их в дом. Там спрятала под плиту в кухне. Но они же, глупые, выползли. И их утопили уже прозревши­ми. С горя Муська даже ушла из дому и где-то долго пропа­дала. Но все же вернулась.

Хозяева надумали продавать дом. Муську решили ос­тавить в доме: стара, куда ее на новое место. Муська чувст­вовала их решение и всячески старалась сохранить и дом, и хозяев. Наверное, она думала, что они уезжают из-за мышей. И она особенно сильно стала на них охотиться. Приносила мышей и подкладывала хозяевам на постель, чтоб видели. Ее за это били.

Утром Муську увидели мертвой. Она лежала рядом с ог­ромной, тоже мертвой крысой. Обе были в крови. Крысу вы­кинули воронам, а Муську похоронили. Завернули в старое, еще крепкое платье хозяйки и закопали.

Хозяйка перебирала вещи, сортировала, что взять с со­бой, что выкинуть, и напала на старые фотографии. Именно в этом платье, с котенком на коленях она была сфотографи­рована в далекие годы. Именно этот котенок и стал потом кошкой Муськой."

Видео[править | править код]

Встреча с писателем Владимиром Крупиным в Экспоцентре, Вятка 23.09.2016.(Встреча с читателями и презентация новой книги "Таинственный Афон"): https://www.youtube.com/watch?v=2zw07NiAdAo

Видео «Русские встречи» (Пермь, городская библиотека им. Пушкина, 27 января 2012 года) с Владимиром Крупиным и Станиславом Куняевым на сайте Куняева: http://kuniaev.ru/%d0%bc%d0%b5%d0%b4%d0%b8%d0%b0/%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%81-%d1%83%d0%bf%d0%be%d0%bb%d0%bd%d0%be%d0%bc%d0%be%d1%87%d0%b5%d0%bd-%d0%b7%d0%b0%d1%8f%d0%b2%d0%b8%d1%82%d1%8c-%d0%bf%d1%83%d0%b1%d0%bb%d0%b8%d1%87%d0%bd/

Об истоках творчества, о семейном гнезде видео: 1997 Господи, помилуй Писатель В Крупин//https://www.youtube.com/watch?v=Jhwwhr0xOlo