Эта статья входит в число примечательных статей

Метро-2

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Награда
Автор этой статьи получил награду «еженедельная Википремия», которую учредил Профиль пользователя second-signsecond-sign, за 6 августа12 августа 2007.


Метро́-2 — неофициальное название правительственных секретных линий московского метро (предполагается, что официальное название — «Д-6»). Достоверных официальных сведений из-за секретности о нём нет, однако в 1990—2000-е годы о Метро-2 были публикации в прессе и в интернете. В настоящее время Метро-2 относится к одному из наиболее засекреченных правительственных ведомств современной России — Главному управлению специальных программ президента России.

Публикации[править | править код]

Карта Метро-2, составленная в 1991 году спецслужбами США

Часто утверждают, что первая публикация о Метро-2 была в журнале «Огонёк» в 1992 году, возможно там же впервые появился сам термин. «Известия» приписывают авторство термина «Метро-2» писателю Владимиру Гонику, автору романа «Преисподняя».[1]

О существовании метро-2 18 апреля 1992 года сообщила газета «Комсомольская правда», ссылаясь на прошедшие незадолго до этого телепередачи и сборник «Soviet Military Power», подготовленный Пентагоном, была опубликована и предполагаемая «вероятным противником» карта метро-2.[2]

По факту публикации статьи «Маскировка» в газете «Версия» в 2002 году[3] позднее было возбуждено уголовное дело.[4]

О том, что в 1991 году была секретная метро, ведущая во Внуково (точнее, во Внуково-2), упоминает в своём интервью на радио «Эхо Москвы» Г. Х. Попов.[5]

Особенности Метро-2[править | править код]

Тоннели имеют диаметр в 1,5 раза больше, чем у обычного метро. Система имеет один путь, так как в случае ядерной войны эвакуация будет проходить в одну сторону. Рельсы утоплены в бетонные плиты, лежащие на поверхности, так что по тоннелю может ехать автомобиль («FAQ по Д-6» утверждает, что используются микроавтобусы «Латвия» на аккумуляторном ходу). Контактный рельс отсутствует. Утверждают, что станции напоминают обычные, только меньше, платформы узкие. Согласно «FAQ по Д-6», глубина залегания варьирует от 50 до 210 метров.


Основные линии Метро-2[править | править код]

Cхема секретных линий метро («Метро-2») согласно Юрию Зайцеву и интернет-сайту Mosday.ru
Вариант схемы линий Метро-2. Обозначены некоторые станции.

Утверждают, что первая линия Метро-2 была построена в 1947 году как узкоколейка от Кремля до ближней дачи Сталина в Матвеевском.[6] Описание основных линий Метро-2 приводится согласно Юрию Зайцеву (исследователю секретной подземки) и интернет-сайту mosday.ru.

Линия 0[править | править код]

Построена в 1955 году, протяжённость 12 км. Проходит в центре Москвы.

Линия 1[править | править код]

Построена в 1967 году, протяжённость 27 км. Проходит от Кремля до правительственного аэропорта Внуково-2. Объекты на её пути:

Часто упоминают, что в Метро-2 можно попасть из Главного здания МГУ (утверждают, что вход в туннель, ведуший в Раменки, находится у КПП в сектор «Б»), однако диггеры МГУ это опровергают.

Линия 2[править | править код]

Построена в 1987 году, протяжённость 60 км. Идёт из Кремля в правительственный пансионат «Бор», где предположительно находится запасной командный пункт Генштаба.

Линия 3[править | править код]

Построена в 1987 году, протяжённость 25 км Проходит от Кремля к поселку Заря Балашихинского района, где по мнению исследователей Метро-2 под землёй находится Центральный командный пункт войск ПВО и Главный Штаб ВВС и ПВО.

Линия 4[править | править код]

Заложена в 1996 году. Проходит от метро «Смоленская» к Барвихе, где по-видимому находится правительственный бункер. На этой линии предположительно расположен новый бункер ГО A-50 на Рублёвском шоссе.

Другие линии[править | править код]

В FAQ по Метро-2 / Д-6 упоминается линия из центра к подземному заводу к югу к ВДНХ, проходящая под Рижским радиусом.

Там же пишут о существовании перегона от Внуковской линии до военного городка Власиха (Одинцово-10), где как утверждают расположен командный комплекс РВСH с бункером и резиденцией их командующего.

Также упоминают перегон до Краснознаменска (Голицыно-2), где находится ЦУП военно-космических сил.

Спецобъекты в центре Москвы[править | править код]

Карта расположения спецобъектов в центре Москвы, составленная на основании открытых источников. Опубликована в газете «Версия» 27.05.2002

В статье «Максировка» приведён список известных спецобъектов, находящихся в центре Москвы.[7]

  1. ФСБ — ул. Б. Лубянка, д.1/2, Приемная ФСБ — Кузнецкий мост, 22, Гл. здание Московского управления ФСБ — Б.Кисельный пер. д.13/15
  2. Объект метростроения «Трансинжстроя» — Кривоколенный пер.
  3. Объект ФАПСИ — Мясницкая ул. Д. 48, стр.1.
  4. Здание ФАПСИ — проспект Академика Сахарова
  5. Отдел Московского управления ФСБ по Северо-Восточному АО — ул. Октябрьская, 28, МОПНИЭИ и НТЦ «Атлас» ФАПСИ — ул. Образцова, д.38,
  6. Отд. Московского управления ФСБ по Центр. И Юго-Восточному АО — Потаповский пер. 7, Объект метростроения «Трансинжстроя» — Потаповский пер. вл. 2/8
  7. ФСО, ГУСП — Кремль
  8. Совет безопасности и антитеррористический центр СНГ — ул. Ильинка, ФСНП — Маросейка, 12
  9. Объект метростроения «Трансинжстроя» — ул. Гончарная, вл. 22-25
  10. Объект метростроения «Трансинжстроя» — между Подколокольным и Петропавловским пер., поликлиника ФСБ — М. Трехсвятительский пер., д.4, стр.2
  11. Объект метростроения «Трансинжстроя» — 2-й Кадашевский пер., Толмачевский пер., 5-7
  12. Объект метростроения «Трансинжстроя» — ул. Б.Серпуховская, вл. 26
  13. Объект метростроения «Трансинжстроя» — Мароновский пер. 3
  14. Пресс-служба СВР — ул. Остоженка, 51/10.
  15. Объект ФАПСИ (передан галерее Шилова) — ул. Знаменка, д.3 стр.1., Гостехкомиссия — ул. Знаменка, д.19.
  16. Минобороны — комплекс зданий на Арбате
  17. НТЦ «Атлас» ФАПСИ — ул. М.Грузинская, 3, стр.4
  18. Объект метростроения «Трансинжстроя» — Баррикадная, д.8-а
  19. Гостиница ФСБ — гостиница «Пекин» (ул. Большая Cадовая, д.5.), 5 этаж
  20. Объект метростроения «Трансинжстроя» — Дмитровский пер., 5-7

Как видно, значительное место среди них занимают так называемые объекты метростроения ОАО «Трансинжстрой» (бывшего управления 10-А), имеющие, как предполагается, непосредственное отношение к Метро-2.

Достаточно полный список объектов «Трансинжстроя» приведён в Постановлении Правительства Москвы от 27 июня 2000 г. N 471 "Об итогах инвентаризации земельных участков, предназначенных для строительства линий и объектов метрополитена" [8]

Кроме того, объекты «Трансинжстроя» имеются на территории Московской Области:

  1. 143000, Московская область, Одинцово-2, Западная промзона.[9]
  2. Балашихинский район, Кучинский лесопарк, вл.9, участок площадью 10.5 га[10]

Однако нет гарантии, что любой объект «Трансинжстроя» является частью Метро-2. В частности, «Трансинжстрой» является застройщиком в г. Одинцово.

Интересные факты[править | править код]

  • Утверждают, что большая часть сотрудников «Трансинжстроя», осуществляющего строительство Метро-2/Д-6, живёт в подмосковном городе Одинцово.
  • Существует компьютерная игра «Метро-2» (Stalin Subway) — стрелялка, в которой действие происходит в Москве 1952 года на секретных спецобъектах, включая правительственную линию метро. Создано также её продолжение «Метро-2: Смерть вождя».

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]