CЕРГЕЙ ДЕМЕНТЬЕВ | ||
DEVIL DOLL |
Прежде, чем начать рассказ об одной из
самых уникальных и замечательных групп 90-х
годов, необходимо сказать несколько
вступительных слов.
Во-первых, мы не можем опубликовать ни одной
фотографии виновника этого материала,
загадочного человека, скрывающегося под
псевдонимом Mr. Doctor. Увы, никто (за
исключением звукорежиссера Jurij Toni) не видел
его лица (это в равной степени относится и к
самим музыкантам Devil Doll, поскольку на
концертах лицо Mr. Doctor'a закрывал капюшон
плаща!).
Во-вторых, попытаемся описать стилистику
музыки Mr. Doctor'а, дабы хотя бы приблизительно
можно было бы себе представить широту
творческого спектра музыки Devil Doll. Основу
творчества группы в равной степени
составляют готика, классическая музыка (в
том числе оперная) и рок-прогрессив. В
зависимости от альбома дозировка того или
иного, разумеется, сильно варьирует, но при
этом каждый из пяти дисков может служить
мгновенно узнаваемой визитной карточкой
коллектива.
М-р Доктор очень серьезно подходит не
только к собственной музыке, но и к
оформлению альбомов. Компакт-диски Devil Doll
оформлены как самые настоящие произведения
искусства: буклеты CD выполнены на
качественной глянцевой бумаге и содержат
не только тексты песен, написанные рукой м-ра
Доктора, но и совершенно потрясающие черно-белые
фотографии, кадры из старых фильмов ужасов.
При этом вы нигде не увидите фотографии
самих музыкантов. Лишь на задней обложке
альбома «Eliogabalus» изображены несколько
шутов с полностью загримированными лицами:
подпись объясняет, что это и есть Devil Doll.
А история этой уникальной югославской
группы началась еще в 1987 году, когда лидер,
вокалист и композитор, мр. Доктор, по одному
ему понятным причинам (а может быть, он был
настолько дальновиден, чтобы предвидеть,
что в ближайшее время тень войны нависнет
над Югославией) создал два ее филиала: один
в Любляне (Югославия), а другой в Венеции (Италия).
Произошло это в самом начале лета 1987 года.
За последующие июль и декабрь мр. Доктор
написал и обкатал на концертах длинную
композицию, имевшую название "THE MARK OF THE
BEAST". Пройдет еще немного времени, и Devil Doll
засядут в Tivoli Studios, находящуюся в Любляне,
что бы записать эту вещь. Звукорежиссером
стал молодой Юрий Тони (Jurij Toni), чья работа с Laibach
зарекомендовала его с самой лучшей стороны.
Юрий был настолько потрясен тем, что делает
мр. Доктор, что сразу же согласился на
предлагаемый пост, и стал бессменным "звукачем"
группы на последующие десять лет.
В феврале 1988 года единственная пластинка (LP)
«THE MARK OF THE BEAST», к слову, полностью
оформленная Мр-ром
Доктором, была отпечатана, чтобы так и
остаться не переизданной хоть сколь бы то
ни было большим тиражом.
В марте Devil Doll занялись новым студийным
проектом, носящим название «THE GIRL WHO WAS... DEATH».
Название было инспирировано эзотерическим
британским телевизионным сериалом "The
Prisoner". В сентябре люблянская половина
музыкантов Devil Doll снова оказалась в Tivoli Studios,
что бы начать запись этого, уже
полноценного альбома. Разумеется,
венецианская половина группы также не
осталась в стороне, хотя на ее долю и не
пришлась основная часть работы. А в ноябре
фэн-клуб Devil Doll организовал лейбл Hurdy Gurdy:
именно на нем и выйдут все релизы
коллектива. Название компании, равно как и
ее логотип, были выбраны лично м-ром
Доктором.
В марте 1989 года было напечатано 500 копий LP «THE
GIRL WHO WAS... DEATH» . 150 из этих пластинок удалось
распространить на концерте. Внутреннее
оформление обложки каждого винила было
индивидуальным, лично написанным м-ром
Доктором, причем иногда при оформлении в
ход шла и его кровь! Те же 350 винилов, которые
не нашли своих хозяев, мр. Доктор уничтожил
собственноручно. Этот альбом будет
переиздан на CD только через несколько лет.
Еще один печальный исторический факт: лишь
выжившие 150 копий LP содержали "интро" -
интерпретацию основной темы к фильму "The
Prisoner", а так же специальный оркестровый
финал пластинки.
Альбом состоит из единственной одноименной
композиции и коды: разрыв между ней и
композицией составляет 26 минут. Разумеется,
такая гигантская пауза выдержана не просто
так: если сложить длительность "The girl who was…
death", пустоты (паузы) и коды, общая
длительность диска получается 66 минут и 6
секунд. Некоторые считают этот альбом самым
слабым в дискографии Devil Doll. Однако, мы
позволим себе не согласиться с ними: «The Girl
Who was… Death» – это потрясающе красивая и
продуманная работа, дышащая свежестью и
оригинальностью.
Летом того же года появился новый материал,
который с успехом обыгрывался на концертах,
и носивший рабочее название "THE BLACK HOLES OF THE
MIND". Длилась концертная версия этой
композиции целых 45 минут. А осенью
музыканты стали исполнять на концертах и
еще одну новую вещь, названную «ELIOGABALUS». В
декабре Devil Doll засели в Tivoli Studios и приступили
к записи нового альбома. По ходу работы в
студии вещь "THE BLACK HOLES OF THE MIND" оказалась
переименованной в "MR. DOCTOR" и была
включена на одну пластинку вместе с
заглавной композицией "ELIOGABALUS". Для
записи последней была задействована
исключительно венецианская половина
группы.
В мае 50 первых экземпляров LP альбома «ELIOGABALUS»
увидели свет. Каждая из пластинок содержали
пожелания, написанные самим мр-ром Доктором.
В июле фэн-клуб издал новый тираж LP этого
альбома, на этот раз тиражом 900 экземпляров,
имевшим, правда, несколько измененное
оформление. А в сентябре альбом наконец-то
был издан и на CD. Однако пробный тираж
компакт-диска снова был мизерным: все те же
900 копий.
С июня по ноябрь 1991 перед фэнами Devil Doll
исполнили выдержки из следующего альбома,
названного «SACRILEGIUM». В это же время Мр.
Доктор соединил обе части группы в одну. Вот
кто вошел в объединенный состав: Саша
Оленьик (Sasha Olenjuk, скрипка), Бор Зульян (Bor Zuljan,
гитара), Давор Кларик (Davor Klaric, клавишные),
Роберто Дани (Roberto Dani, клавишные) и Франческо
Канта (Francesco Canta, пианино). В декабре группа
уже приступила к записи диска «SACRILEGIUM».
Следует отметить, что к концу 1991 года число
членов фэн-клуба группы насчитывало уже
более тысячи человек из 17 стран.
В мае 1992 года «SACRILEGIUM» был издан на CD. Фэн-клуб
так же издал 900 экземпляров LP, содержащих
оформление, специально выполненное Mr. Doctor и
Адрианой Марак для этого тиража и
отличающееся от массового.
«SACRILEGIUM», как и альбом «THE GIRL WHO WAS… DEATH»,
состоит из единственной длинной композиции,
посвященной жизни души после смерти
физической оболочки. И на этом диске есть
потрясающая воображения кода: легко
представить себе священника, читающего
молитву, а потом режущие слух звуки
кладбищенской земли, которой закидывают
гроб…
Думаем, читателю будет интересно узнать и
тот факт, что с июня по декабрь Mr. Doctor
работал над собственным фильмом «THE SACRILEGE OF
FATAL ARMS». Первые демонстрации этого
художественного произведения состоялись в
Любляне, в новогодний сочельник, перед
маленькой избранной аудиторией. Саундтрэк
к этому фильму, написанный, разумеется, мр-ром
Доктором и длящийся более 70 минут,
лимитированный тиражом в 900 экземпляров был
распродан в 72 часа. Проанонсированный
вариант двойного LP этого саундтрэка так
никогда и не был издан. А вот CD версия, к
счастью, снова была переиздана в 96 году.
Саундтрэк к фильму представляет собой
изрядно переработанный материал диска «SACRILEGIUM».
Длительность «THE SACRILEGE OF FATAL ARMS» значительно
превышает таковую у «SACRILEGIUM», аранжировки
выполнены с большим размахом и фантазией,
добавлено много звуковых эффектов.
Совершенно очевидно, что это чуть ли не
лучший релиз группы.
В марте 1993 года ударник Роберто Дани
покинул группу, а на его место был принят
один из самых талантливых словенских
музыкантов, Роман Ратей (Roman Ratej). В мае фэн-клуб
переиздал альбом «THE GIRL WHO WAS.... DEATH» на виниле
тиражом в 500 экземпляров, но, увы, этот тираж
уже не содержал "интро" и финал, о
которых мы уже рассказали выше. Однако, 120
экземпляров первого, лимитированного,
тиража CD's (вышедшего в декабре 93г.), включали
в себя эти фрагменты.
Скоро группа снова отправилась в Tivoli Studios
для записи нового альбома «DIES IRAE». Во время
микширования материала в студии вспыхнул
пожар: мр-р Доктор и Юрий Тони успели
покинуть помещение, но звукорежиссер попал
на несколько дней в больницу. Стоит ли
говорить, что в огне погибла вся студийная
работа. Полиция так и не смогла объяснить
причину этого пожара.
Это событие нанесло сильнейший удар по мр-ру
Доктору: он и слышать не хотел о перезаписи
материала. Слишком много сил и средств было
потрачено на эту запись. Все, что осталось
от первой версии «DIES IRAE», - это
лимитированный тираж демо-записи на
аудиокассетах, выпущенный вместе с
партитурами к альбому. Впрочем, тираж этот
составляет всего 20 экземпляров.
Долгое время о записи нового альбома не шло
и речи. Однако в сентябре 1994 года мр-р Доктор
решился все же переписать «DIES IRAE», и уже в
январе 1995 года работа над новым-старым
альбомом (к тому времени названным "проклятым")
началась. Состав музыкантов на этот раз был
таков: Франческо Канта (пианино), Саша
Оленьик (скрипка), Роман Ратей (Roman Ratey,
ударные), Бор Зульян (гитара), Давор Кларик (клавишные)
и Ян Хаче (Jan Hace, бас). Церковный орган,
звучащий на диске, был записан Майклом
Фантини (Michel Fantini Jesurum) в Monte Berico Basilica,
находящейся рядом с Венецией. Кроме того, в
записи принял участие Словенский
Филармонический Оркестр и хорватская
оперная певица (сопрано) Норина Радован (Norina
Radovan), с которой мр-р Доктор и спел дуэтом.
Как бы то ни было, но конечным результатом
работы мр-р Доктор остался недоволен. Он
написал новое гитарное соло для Бора
Зульяна и попросил Норину Радован
перезаписать отдельные вокальные партии.
В октябре-декабре мр. Доктор работал над «THE
DAY OF WRATH», саундтрэком к своему следующему
экспериментальному фильму. В январе 1996 года
работа над альбомом «DIES IRAE» была завершена.
Кроме CD-версии, фэн-клуб напечатал и 350
экземпляров LP (весом 180 грамм). А в марте
закончилась работа над фильмом «THE DAY OF WRATH»,
премьера которого состоялась 22 числа. К
сожалению, саунтдтрэк к этому фильму так до
сих пор и не выпущен на CD, хотя его выход и
был проанонсирован на осень 1997 года.
"DIES IRAE", безусловно, является самой
помпезной и претензионной работой группы.
Мощный и красивый вокал Норины Радован,
участие филармонического оркестра,
продуманность партий всех инструментов и
изумительная работа каждого музыканта в
отдельности - все это позволяет назвать «DIES
IRAE» одним из самых сильных альбомов Devil Doll,
наравне с «THE SACRILEGE OF FATAL ARMS» (если вообще не
самым сильным). Именно с него и мы
рекомендуем начинать знакомство с
творчеством коллектива.
Вот, пожалуй, и все, что мы можем рассказать
об истории этой уникальной югославской
группы и ее гениальном лидере Мр-ре Докторе.
Существует информация, что в настоящее
время имеется уже несколько новых работ Devil
Doll, однако, ничего о дате их издании на
компакт-дисках неизвестно. Впрочем, и те
альбомы, которые изданы, очень тяжело найти
на CD. Их можно отыскать всего в нескольких
интернет-магазинах, у крупных
дистрибьюторов прогрессивной музыки (например,
Musea) и, конечно, в фэн-клубе группы. В Европе CD
Devil Doll издает Hurdy Gurdy, а в США группа
выпускается на Renaissance Records.
Дискография:
"The girl who was... death!" (1989)
"Eliogabalus" (1990)
"Sacrilegium" (1992)
"The Sacrilege of fatal arms" (1993)
"Dies Irae" (1996)
Ссылка дня: Проект "СВОЁ" |