N <на сервер Традиция
<на сервер Россия.оrg
<К ОГЛАВЛЕНИЮ

Философия языка и философия сознания (библиотека текстов)

12  

КОНСТАНТИН КРЫЛОВ

КАК
Я
УЖЕ
СКАЗАЛ

 

 

 

ОБ
ОШИБКАХ
И
ЗАБЛУЖДЕНИЯХ

 

 

 

 

 

 

FATAL ERROR

 

Москва, 21 Октября, 1999

 

Прежде чем продолжить наши рассуждения о “насущном”, хочется немного поговорить на довольно отвлеченную тему. Я собираюсь предложить вниманию просвещённой публики рассуждение о разнице между ошибкой и заблуждением. Тема довольно странная, но несущественной её назвать нельзя, поскольку она касается нас всех, причём не в меньшей степени, чем война в Чечне, налоги, или дурное правление, при котором мы имеем несчастье жить. В конце концов, дурное правление в голове – тоже не сахар.

Итак. Прежде всего, не надо смешивать заблуждения с ошибками. Все мы, известное дело, время от времени ошибаемся, делаем неверные движения, ставим не на ту лошадь, поскальзываемся на банановой кожуре, даем в долг кому не следует, увлекаемся ерундой, ну и все такое. Это все, в общем, “ничего”, хотя иной раз от этого бывает больно и стыдно. Ну, поскользнулся, ну пусть даже сломал себе ногу. Провалялся полгода в гипсе. Глупо, гадко, хреново. Но это — один раз, а “один раз не пидарас”.

Совсем другое дело — “хронь”. Человек, скажем, пьет горькую. Хорошо знает, как это называется и чем это кончится. Пьет. Время от времени выбирается из запоя, берет себя в руки, “держится”, потом опять по новой. Это что? Ошибка? Нет, это что-то другое.

Настоящее, добротное заблуждение — нечто вроде хронической болезни, с рецедивами, кризисами, улучшениями, с целым букетом интересных симптомов, кроме одного — выздоровления. Это болезнь сознания, а никак не единичный сбой в его работе.

В чем тут разница? В причине. Ошибку делаем мы сами. Никогда не бывает вопросов, в чем именно мы ошиблись и почему. Ошибка может быть фатальной, как у сапера, но по своей сути она единична.

Заблуждение, как заразная болезнь, обычно привносится извне, а “действующий фактор” — причина заблуждения — обычно остается в самом сознании. Речь идет о своего рода порче или “заразе”, которая не просто “ударила” сознание в какое-то слабое место, но в нем еще и угнездилась, удобно устроилась, а то и вросла в него, стала его частью.

Выглядит это примерно так. Человек терпеливо объясняет другому человеку, что последний неправ. Второй защищается, но проигрывает спор. Более того, он сам понимает, что неправ. “По идее”, он должен сказать первому большое спасибо, и больше так не думать. Ничуть не бывало. Через некоторое время мозги распрямляются: он или находит у себя новые аргументы в свою пользу, либо, чаще всего, просто забывает и о споре, и о поражении в нем, и продолжает верить в то, во что верил. “Вытеснение”.

Так что извлечь “бяку” из собственной головы обычно бывает очень сложно. И не потому, что она очень уж сильна. Просто она “крепко сидит”, зацепившись за разные части ума своими ножками, щупиками, крючочками. Каждый щупик легко оторвать — но пока ты возишься с одним, тварь вытягивает еще одну дрожащую бледную ножку и цепляется за что-нибудь еще. Заблуждение пытается опутать сознание не одной, а тысячей ниточек, заткать его своей паутиной. Пусть даже она порвется в ста местах: ей это не страшно, если местечек, за которые она нас цепляет, сотни.

Именно поэтому от заблуждения недостаточно “просто освободиться”. Необходимо выработать иммунитет к нему. Сознание должно отторгать это заблуждение, не позволяя ему уцепиться за какой-нибудь “краешек”. Эта отторгающая “заразу” сила только и может называться Истиной с большой буквы. На самом деле она может ничего в себе и не “содержать”, не быть высказыванием, описывающим некое “положение дел”. Скорее, это сила, убивающая заблуждения.

Все эти абстрактные разговоры о высоком понадобились вот зачем. От заблуждений ума (причем именно ума!) могут помочь и помогают внешние, вроде бы не имеющие прямой связи с “умственностью” средства. Ничего удивительного тут нет. У пьяного каша в голове; это “состояние ума”. Но хорош был бы тот, кто попытался бы переубедить его, объясняя, что мир вовсе не таков, каким он ему кажется. Надо дать ему проспаться и отнять у него водку.

Да, именно отнять: ибо кушать водку приятно. Точнее, неприятно жить, не кушая водку. Засевшая в голове тварь требует своего, и пребольно колется и щиплется своими щупиками. Она недовольна и требует привычной пищи. И если она ее не получит, она начнет буянить. Более того, она вполне способна причинить нам не только боль, но и вред. Да-да, именно вред. Неосторожная попытка избавления от сильного заблуждения может привести не просто к кратковременной депрессии, но и к самой настоящей порче собственного ума.

Тем не менее заблуждение можно уморить. Если угодно, оно может сдохнуть от голода. Для этого достаточно постепенно лишать его пищи, а пищей ему служат наши действия. Да, прежде всего они. Действия и слова, и только в третью очередь мысли.

Здесь нужно кое-что сказать о словах. Речь обычно понимают как нечто среднее между действием и мыслью, как какую-то “серединку”. Ничего подобного. Специфика речи в том, что она является и мыслью, и действием одновременно. Только и всего. Говоря, мы и мыслим, и действуем.

Важно тут вот что. То, что мы делаем, непосредственно влияет на то, как мы мыслим. Не надо думать, что нужно “сначала” корректно объяснить человеку, в чем именно он заблуждается, а “потом” он, поняв, изменится. Нет, все как раз наоборот. Понять что-то серьезное можно, только серьезно изменившись. Иначе “ничего не выйдет”. Понимание окажется мнимым: пока мы будем отдирать ножку вцепившегося в чужой разум заблуждения, оно тем временем уцепится за что-нибудь еще.

Вместо этого человеку надо честно сказать примерно следующее. “Перестань делать то-то и то-то. Неважно, почему ты это делаешь. Просто перестань. Брось. Никогда больше так не делай. И только в этом случае ты, может быть, имеешь шанс.” Dixi.

13 Следующий выпуск -
в понедельник, 25.10
наиболее вероятная тема следующего IMHO:
ПАТРИОТИЗМ
<на сервер Традиция
<на сервер Россия.оrg
<К ОГЛАВЛЕНИЮ
banner.jpg (14610 bytes) Форум
Россия
org