Григорий Ефимович Распутин: различия между версиями

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 61: Строка 61:
 
== Пророчества, сочинения и переписка Распутина ==
 
== Пророчества, сочинения и переписка Распутина ==
  
При жизни Распутина вышли четыре его сочинения (являются записями его монологов).
+
При жизни Распутина вышли четыре его сочинения (являются записями его монологов). Но названия указаны неправильно .
  
 
* «[http://www.hrono.ru/libris/lib_p/rasput28.html Житие опытного странника]» (Санкт-Петербург, 1907)
 
* «[http://www.hrono.ru/libris/lib_p/rasput28.html Житие опытного странника]» (Санкт-Петербург, 1907)
Строка 67: Строка 67:
 
* «Благочестивые размышления» (Санкт-Петербург, 1912)
 
* «Благочестивые размышления» (Санкт-Петербург, 1912)
 
* «[http://www.hrono.ru/libris/lib_p/rasput29.html Мои мысли и размышления. Краткое описание путешествия по святым местам и вызванные им размышления по религиозным вопросам]» (Петроград, 1915; часть 1-я, единственная)
 
* «[http://www.hrono.ru/libris/lib_p/rasput29.html Мои мысли и размышления. Краткое описание путешествия по святым местам и вызванные им размышления по религиозным вопросам]» (Петроград, 1915; часть 1-я, единственная)
 
Последнее из них было посмертно переиздано в 1918 году в Петрограде, переиздаётся и ныне.
 
  
 
== Покушение Хионии Гусевой ==
 
== Покушение Хионии Гусевой ==

Версия от 18:39, 13 января 2008

Григорий Ефимович Распутин

Григорий Ефимович Распутин (впоследствии Распутин-Новый или просто Новый) (9 (22) января 1869[1]16 (29) декабря 1916) — крестьянин села Покровское Тобольской губернии, странник. Приобрёл всемирную известность благодаря своей близости к семье последнего по времени российского императора Николая II, убитого вместе со всей семьёй в 1918 году. В 1900-е гг. среди некоторых кругов петербургского общества имел репутацию «старца», прозорливца и целителя; по мнению некоторых современников, играл значительную роль в принятии кадровых и политических решений императора. В последние годы жизни Распутин стал казаться одним одиозной фигурой, подрывающей авторитет царской семьи и монархии, другие называли его германским агентом и т. д.

Биография

Начало жизни

Родился в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии в зажиточной семье ямщика Ефима Распутина[2] и Анны Паршуковой. Был пятым ребёнком в семье (предыдущие четверо умерли во младенчестве).

В Покровском школы не было, и Распутин, вплоть до начала странничества, был, как и его родители, неграмотным.

В молодости Распутин часто болел, до конца жизни внешне был довольно тщедушным.

Однажды он отправился в паломничество в Верхотурский монастырь, после чего обратился к религии. В 1893 году отправился странствовать по святым местам России, побывал на Афоне в Греции, затем в Иерусалиме. Встречался и завязывал контакты со многими представителями духовенства, монахами, странниками.

В 1890 году женился на такой же, как он, паломнице-крестьянке Прасковье Фёдоровне Дубровиной, которая родила ему троих детей: Матрёну, Варвару и Димитрия.

Петербург с 1904 года

Распутин и царская семья

Дата первой личной встречи с императором хорошо известна. 1 ноября 1905 года Николай II записал в своём дневнике:

1-го ноября. Вторник.

Холодный ветреный день. От берега замерзло до конца нашего канала и ровной полосой в обе стороны. Был очень занят все утро.

Завтракали: кн. Орлов и Ресин (деж.). Погулял. В 4 часа поехали на Сергиевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим — Григорием из Тобольской губ.

Вечером укладывался, много занимался и провел вечер с Аликс.[3][4]

Есть и другие упоминания Распутина в дневниках Николая II.

Лечение царевича

По свидетельству сестры Николая II великой княгини Ольги Александровны Распутин определённо обладал даром исцеления:

«На этот счет нет никаких сомнений. Я сама не раз наблюдала чудесные результаты, которых он добивался. Мне также известно, что самые знаменитые врачи того времени были вынуждены это признать. Профессор Федоров, самый знаменитый хирург, пациентом которого был Алексей, сам не раз говорил мне об этом. Однако все доктора терпеть не могли Распутина»[5]

Первое дело о «хлыстовстве» Распутина

В 1907 году Тобольской консисторией было заведено дело на Распутина, который подозревался в распространении лжеучения, подобного хлыстовскому, и образовании общества последователей своего лжеучения. Начато дело было 6 сентября 1907 года, закончено и утверждено Тобольским епископом Антонием (Каржавиным) 7 мая 1908 года. Инициатива расследования исходила от самого Антония, а за его спиной стояли люди из окружения Великого князя Николая Николаевича (второго человека в государстве). Первоначальное расследование было проведено священником Никодимом Глуховецким. На основе собранных «фактов» протоиерей Дмитрий Смирнов, член Тобольской консистории, подготовил рапорт епископу Антонию с приложением отзыва о рассматриваемом деле Дмитрия Михайловича Берёзкина, инспектора Тобольской духовной семинарии. «Отзыв» был сфабрикован из сплошных натяжек и предположений. Епископ Антоний же не только утвердил это сфабрикованное дело, но и назначил новое расследование, которое поручил противосектантскому миссионеру, упомянутому Берёзкину.

Негласный надзор полиции

Второе дело о «хлыстовстве» Распутина

В 1912 году против Распутина пытались сфабриковать новое дело о «хлыстовстве». Однако новый (сменивший Евсевия (Гроздова)) Тобольский епископ Алексий (Молчанов) лично взялся за это дело, изучил материалы, затребовал сведения от причта Покровской церкви, неоднократно беседовал с самим Распутиным. По результатам этого нового расследования было подготовлено и 29 ноября 1912 года утверждено заключение Тобольской духовной консистории, разосланное многим высокопоставленным лицам и некоторым депутатам Государственной думы. В заключении Распутин-Новый назван «христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой».

Никаких официальных обвинений над Распутиным больше не тяготело. Но это вовсе не значило, что все поверили в результаты нового расследования.

Противники Распутина полагают, что епископ Алексий «помог» ему таким образом в корыстных целях: опальный епископ, сосланный в Тобольск с Псковской кафедры вследствие обнаружения в Псковской губернии сектантского иоаннитского монастыря, пробыл на Тобольской кафедре только до октября 1913 года, то есть всего полтора года, после чего был назначен Экзархом Грузии и возведён в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского со званием члена Святейшего Синода. В этом усматривают влияние Распутина.

Однако исследователи справедливо полагают, что возвышение епископа Алексия в 1913 году состоялось лишь благодаря его преданности царствующему дому, которая особенно видна из его проповеди, произнесённой по случаю манифеста 1905 года. Тем более что период, в который епископ Алексий был назначен Экзархом Грузии, был периодом революционного брожения в Грузии[6].

Следует также отметить, что противники Распутина часто забывают об ином возвышении: заведший на Распутина первое дело о «хлыстовстве» епископ Тобольский Антоний (Каржавин) именно за это был перемещён в 1910 году из холодной Сибири на Тверскую кафедру и на Пасху возведён в сан архиепископа[7].

Пророчества, сочинения и переписка Распутина

При жизни Распутина вышли четыре его сочинения (являются записями его монологов). Но названия указаны неправильно .

Покушение Хионии Гусевой

29 июня 1914 года на Распутина в селе Покровском было совершено покушение. Его пыталась убить ножом некто Хиония Гусева, приехавшая из Царицына, но только тяжело ранила в живот. Распутина спасли соседи. Будучи допрашиваем в постели, он показал, что подозревает в организации покушения Илиодора, но что доказательств представить не может.

Во время проверки подозрительных в Покровском был выявлен без паспорта петербургский корреспондент газеты «Курьер» крещёный еврей мещанин В. Б. Дувидзон. Однако был отпущен без допроса, и в дальнейшем его возможная причастность к покушению не расследовалась.

3 июля Распутина перевезли на пароходе в Тюмень для лечения. В тюменской больнице Распутин оставался до 17 августа 1914 года.

Следствие по делу о покушении продлилось около года. Во время него была полностью доказана вина Сергея Труфанова (Илиодора) в подготовке к покушению.

Однако ещё 4 июля 1914 года газеты сообщили о таинственном исчезновении Илиодора, находившегося со времени покушения под охраной полиции в своём доме — «Новой Галилее». Высказывалось предположение, что бежал он ещё 3 июля.

К тому же 12 октября 1914 года судебный следователь Тюменского уезда вынес постановление о предъявлении Илиодору обвинений лишь только в подстрекательстве к убийству (а не в организации покушения) и о розыске его мерами полиции.

Гусеву в июле 1915 года объявили душевнобольной и освободили от уголовной ответственности, поместив в психиатрическую лечебницу в Томске. 27 марта 1917 года по личному указанию новоиспечённого министра юстиции Временного правительства А. Ф. Керенского Гусеву освободили, выдав, таким образом, индульгенцию на убийство. Подписал же индульгенцию тобольский губернский комиссар Пигнатти, который впоследствии будет «принимать» арестованную царскую семью в Тобольске.

21 июня 1915 года Распутин приехал в Покровское. Жил там до 25 сентября, когда уехал в Петроград.

Окружение Распутина

В окружение Распутина в то или иное время входили:

Распутин в антимонархической пропаганде

Только к началу 1990-х гг. в России были опубликованы данные меньшевистского, близкого к идеологии цареубийства, вхожего во многие круги историка Б. И. Николаевского о том, что агитационная кампания очернения царского «фаворита» была инспирирована масонами (Верховным Советом российского масонства):

«Кроме работы по расширению организационной сети, Совет делал иногда попытки проведения агитационных кампаний. Главной из них была кампания по поводу роли Распутина при дворе. Начата она была еще в 1913-14 гг., несколько позднее Советом была сделана попытка издания какой-то направленной против Распутина брошюры, а когда эта попытка не удалась (брошюра была задержана цензурой), то Советом были приняты шаги к распространению этой брошюры в размноженном на пишущей машинке виде. Таким же путём размножались и другие материалы о Распутине — например, тоже сожженная цензурой брошюра миссионера Новоселова, сотрудника „Московских ведомостей“, разоблачавшего „хлыстовство“ Распутина»[9]

Мнения современников о Распутине

Убийство и похороны Распутина

Кому было выгодно убийство Распутина

Очернение и последующее убийство Распутина было выгодно прежде всего революционерам всех мастей (от кадетов до большевиков), поскольку на него можно было списать свои ошибки или обосновать свою идеологию[10].

В сплетни о Распутине поверила и родная сестра императрицы, святая православной церкви, поскольку святые, по православному вероучению, не застрахованы от ошибок.

Расследование Временного правительства

Судьба семьи Распутина

Дочь Распутина Матрёна после революции эмигрировала во Францию, а впоследствии переехала в США. С остальными членами семьи Распутина советская власть жестоко расправилась. В 1922 году его вдова Прасковья Фёдоровна, сын Дмитрий и дочь Варвара были лишены избирательных прав как «злостные элементы». Ещё раньше, в 1920 году были «национализированы» дом и всё крестьянское хозяйство Дмитрия Григорьевича. В 1930-е гг. все трое были арестованы органами НКВД, и след их затерялся в спецпоселениях тюменского Севера[11]. В конце 1970-х советская власть свела счёты даже с домом Распутиных, как это случилось и с домом, где была убита царская семья.

Образ Распутина в советское время

В советский период все энциклопедии сообщали о Распутине примерно следующую, не соответствующую действительности (за исключением мелочей вроде даты смерти) информацию:

«Распутин (Новых) Григорий Ефимович [1864 или 1865, с. Покровское, ныне Тюменской области, - 17(30).12.1916, Петроград], фаворит императора Николая II и его жены Александры Федоровны, авантюрист. Родился в семье крестьянина Е. Новых. В конце 19 века примкнул к секте хлыстов. Под маской религиозного фанатика вёл разгульную жизнь; получил прозвище Распутин, ставшее затем его фамилией»[12]

О Распутине был написан знаменитый роман В. С. Пикуля «У последней черты» (другое название — «Нечистая сила») и снят фильм «Агония» Э. Климова.

«Агония» Э. Климова во время выхода на экраны воспринималась как экранизация пикулевского «У последней черты», хотя на самом деле фильм был снят до публикации романа Пикуля. Более того, скандал, связанный с публикацией романа, привёл к тому, что фильм прочно положили на полку.

Аналогия пикулевского романа с «Агонией» прослеживается в том числе и в цитировании Ленина как в фильме, так и в романе:

«Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха (1907—1914), обнаружила всю суть царской монархии, довела ее до „последней черты“, раскрыла всю ее гнилость, гнусность, весь цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе ее…»

Роман Пикуля был впервые опубликован в журнале «Наш современник» в 1970-х гг., в сильном (по обидчивому заявлению автора[13]) сокращении. По поводу романа Пикуля сотрудник журнала «Наш современник» А. Сегень нечитая его высказался так:

«...бес попутал его сочинить этот лживый и клеветнический роман о Николае II и Григории Распутине. Зачем? Непонятно. Зная, например, что шрам на голове у Николая остался со времен его поездки в Японию, где на русского царя напал с саблей излишне рьяный самурай, Пикуль сочинил сцену, в которой юный Николай мочится в православном сербском храме и за это получает заслуженный удар саблей по голове от сербского полицейского. И таких примеров в романе Пикуля пруд пруди. Это тем более обидно, поскольку Валентин Саввич был поистине замечательным писателем и патриотом нашей Родины! — Увы, но таково было безбожное время»[14]

Это типично для сотрудников этого журнала. Так как в романе пересказаны в основном воспоминания современников.

Попытки канонизации Распутина

Проза, фильмы, песни и поэзия о Распутине

Проза о Распутине

Фильмы о Распутине

Песни о Распутине

Распутин в поэзии

Примечания

  1. Наиболее точная дата (по другим сведениям не 9, а 10 января).
  2. Фамилия «Распутин» достаточно распространена как в этом селе, так и вообще в Сибири. Характерно, что отца русского писателя В. Г. Распутина звали Григорий Распутин.
  3. Дневники императора Николая II / Под ред. К. Ф. Шацилло. — Москва: Орбита, 1991. — С. 287. ISBN 5-85210-024-2
  4. Дневник Николая II за 1905 год
  5. Воррес Й. Последняя Великая Княгиня
  6. Русское православие. База данных
  7. Русское православие. База данных
  8. См. текст по ссылке
  9. Николаевский Б. И. Русские масоны и революция / Сост. Ю. Фельштинский. — Москва: ТЕРРА, 1990.
  10. Солоневич И.Л. За тенью Распутина
  11. Паршуков Г. Мои корни
  12. Распутин // БСЭ. 3-е изд-е. — Т. 21. — Москва: Советская энциклопедия, 1975. — С. 477—478.
  13. От автора // Пикуль В. С. Нечистая сила. —Ленинград: Росвидеофильм, 1990. — С. 7.
  14. Сегень А. Господь поругаем не бывает

Ссылки

Литература

  • Платонов О. А. Григорий Распутин и «дети дьявола». — Москва: Алгоритм, 2005. — 544 с. ISBN 5-9265-0161-X
  • Боханов А. Н. Распутин. Анатомия мифа. — Москва: АСТ, 2000. — 416 с. ISBN 5-7805-0715-5
  • Руднев В. М. Правда о царской семье и темных силах. — Берлин, 1920.
  • Григорий Распутин. Сборник исторических материалов. В 4 т. / Сост. В. Крюков. — Т. 1—4. — Москва: Терра, Книжная лавка—РТР, 1997. ISBN 5-3000-1424-9
  • Бэттс Р. (Фома) Пшеница и плевелы. Беспристрастно о Г. Е. Распутине. Пер. с англ. — Москва: Рос. отд-е Валаам. о-ва Америки, 1997.
  • Ден Ю. Подлинная царица. Воспоминания близкой подруги Императрицы Александры Федоровны. — Санкт-Петербург: Царское Дело, 1999. — 241 с.
  • Амальрик А. Распутин. — Москва: Слово, 1992. — 350 с. ISBN 5-85050-272-6

См. также