на сервер "Традиция" высказаться
смотреть гестбук
К О Н С Т А Н Т И Н
К Р Ы Л О В
С В О Ё
о проекте

 

7 сентября 1998 года

 

[Читая Фуко]

Знание, существовавшее в эпоху Ренессанса, интересовалось не самим предметом, а его отношениями со всеми сферами мира. Трактат о змеях повествует о змеях в фармакологии, мифологии, географии, геральдике - так что "анатомия и физиология пресмыкающихся" оказывается всего лишь "ещё одной сферой отношений", не имеющей особых преимуществ перед, скажем, "змеями у Гомера".

Но что же тогда "сам предмет"? - Это его поверхность, логическая форма внешнего. Ренессанс - это своего рода культ поверхности.

Поверхности, а потому - "видимого" и "слышимого": не бесплотной ауры вещей, как в Средневековье, и не копошения во внутренностях, как в Новое Время (в знании Нового Времени, разумеется, слово "поверхностность" стало ругательным, в почёт вошла "глубина").

Отсюда и ренессансный энциклопедизм: для того, чтобы вообще что-то знать (хотя бы пресловутый ницшевский "мозг пиявки"), надо знать всё. Любопытно, что это "всё" представало как совокупность наук, основанных на истории, причём с заданной точкой абсолютной ценности - античностью.

Кажется, что пресловутую "смену эпистем" можно понять именно как однонаправленное, линейное движение "вглубь" - от "ауры" через "поверхность" в "глубину". То есть Ренессанс - это своего рода масляная плёнка (радужная, нефтяная плёнка), нечто вроде поверхности воды.

В которую падает "познающий дух".

Аааа!.. (готика)...

Шлёп! ("Джиоконда" - видимо, самый миг "шлёпа")...

Буль-буль-буль ("Пикассо")...

 

"Кэмпбэлл, Кэмпбэлл, Кэмпбэлл, Кэмпбэлл".

Пиздец.

на сервер "Традиция" высказаться
смотреть гестбук

Ссылка дня: