Константин Крылов. СВОЁ. 29 августа 1998 года
на сервер "Традиция" высказаться
смотреть гестбук
К О Н С Т А Н Т И Н
К Р Ы Л О В
С В О Ё
о проекте

 

29 августа 1998 года

 

Имя (прежде всего имя собственное) соотносится с языком, как точка с плоскостью. Как точка находится на плоскости, но не в ней, так и имя не является "частью" языка. Оно движимо механизмами языка, его шестернями и пружинами, которые перебрасывают его туда-сюда. Но оно не является шестернёй или пружиной этого языкового механизма.

Язык, собственно говоря, вообще не "состоит" из слов. "Весь словарь" языка можно и поменять (иногда такое и происходило: мыслим язык, полностью состоящий из "заимствований"). Язык - это только правила речи.

Правилу - как закономерности, подчиняющей себе еденичное - противостоит знак, точнее символ, как единичное, содержащее в себе свою собственную закономерность. Это, собственно, и есть определение символа: единичность, которая сама содержит в себе "порядки и правила", причём единичность, подчинившая себе эти порядки и правила, а не подчинившаяся им.

Значение и время. Знаки - это прежде всего следы, симптомы чего-то прошедшего или ожидаемого. Здесь (и сейчас) видны крупные следы копыт - значит, здесь прошёл буйвол. У ребёнка жар - значит, у него грипп, и завтра он не пойдёт в школу. И т.п.

Знаки находятся в настоящем времени и указывают на другие времена - прошлое и будущее. При этом знак сам по себе не является "событием": точнее говоря, к нему не относятся как к полноценному событию. Знак - это нечто имеющее место быть сейчас, но не совершающееся сейчас, а только присутствующее в настоящим "каким-то боком", не влияющее на него. Это значит, что знак связывает прошлое и будущее без участия настоящего времени, помимо него. Его материя и форма - только "канал связи", через знак прошлое касается будущего, минуя настоящее, и даже ограждая себя от него. Именно поэтому знаки "связывают времена". Для стихов Катулла, тысячу лет пролежавших в ирландском монастыре, никакого тысячелетия не проходило (хотя для самой рукописи, для кожи и чернил, они, разумеется, прошли).

То есть знаки - это "альтернативнные каналы" времени. С точки зрения временнОго мейнстрима это - ответвления, обходные пути. Если же рассматривать знаки в качестве событий, то это несостоявшиеся события.

Ни один знак не указывает на "реальный" (здесь и сейчас присутствующий) предмет или ситуацию. Точнее, те знаки, которые указывают на это (например, указательный жест, "пальцем ткнуть") перестают быть знаками, и оказываются чем-то средним между знаком и событием. Точнее, это знак, отменяющий сам себя, знак, показывающий ненужность знака: "да ты сам посмотри" (т.е. "тут ничего не надо объяснять, вот же оно"). Когда же "оно само" прямо перед носом, всякие знаки излишни.

Знак - не "отражение реальности", а альтернатива ей.

"Реализм" всегда оказывается "фантастическим и странным", а точнее - страшным, именно потому, что претендует, по сути дела, на создание полноценной альтернативы реальности. В этом смысле русская литература весьма опасная вещь, поскольку она начинала с "реализма". Это не могло не оказать влияния на реальность.

Кстати сказать, русский интеллигент в своём изначальном бытовании - это человек, живущий внутри "книжек". Буквально. Человек над книгой, не чувствуя времени, весь в жару и бреду, кипя - - -

Социализм был литературным политическим строем. "Страна победившей литературы".

Разумеется, такой порядок мог быть реализован только "на бумаге" - но реальность пытались, как могли, к этой "бумаге" приблизить.

И ещё "кстати". В этом смысле всякие "хишки" и "ролевухи" - это и есть современное развитие идеи "интеллигенции". Рано мы обрадовались, что "они сходят со сцены". Они между тем вооружились деревянными мечами. Современный русский интеллигент - это толкиенист.

Итак, знак - это связь будущего и прошлого, существующая на фоне настоящего, но не принадлежащая ему.

При этом для существования знака требуется как материя, так и воспринимающее сознание. Знак - это, собственно, единственное, что требует для своего существования и того, и другого. При этом "настоящее" из соприкосновения субстанций исключается. Остаётся только взаимопроникновение потенции (сознания) и структуры ("реального мира"), которое и порождает "значение".

"Значение" противоположно "событию". Это именно что "пара противоположностей" (как "тёплое" и "холодное").

(Что и порождает иллюзию, будто место знаков - "в вечности". "Рукописи не горят". На самом деле это никакая не "вечность", а нечто куда более эфемерное, чем "настоящее". Это именно альтернатива тому, что есть, существующая за счёт того, что есть.)

на сервер "Традиция" высказаться
смотреть гестбук

Ссылка дня: