ТСДНЭ:Пиар/Подготовительные материалы

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

« Пиар

Профиль пользователя dzhudzhu[править | править код]

Пиар (PR - сокращение от англ. public relations, буквально — "публичные отношения", чаще переводят как "связи с общественностью"), по определению английского социолога Сэма Блэка, это искусство и наука достижения гармоний посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности. Термин изначально сформировался в сфере бизнеса, однако в наши дни оно стало употребляться и для обозначения политической агитации.

Можно выделить две основные разновидности пиара: политический и коммерческий.

Первоначально пиаровская деятельность была направлена исключительно на потребителей, то есть имела исключительно коммерческие цели. Программы public relations, направленные на создание положительной известности производящих товары фирм, и сейчас остаются важнейшим направлением пиара. Это особенно важно при выводе на рынок новых видов товара, когда надо уверить настороженных потребителей в высокой репутации фирмы-производителя, а по сути, поддержать распространение потреблятства и доказать покупателям, что без данного продукта им не обойтись. Однако, не следует путать пиар с обычной коммерческой рекламой, хоть эти два понятия и близки. Если реклама в чистом виде направлена на увеличение спроса товаров, пиар больше применим для поддержания хорошего образа фирмы-производителя, в данном случае это можно сравнить с рекламой всей фирмы в целом, с поддержанием необходимого уровня потреблятства среди покупателей определённой торговой марки. В наши дни объектом PR-компаний становятся также потенциальные инвесторы (финансовый пиар), властные структуры (что уже становится близко к политическому пиару), работники самой фирмы (это уже может являться разновидностью корпоративной кадровой политики, направленной на укрепление "корпоративного духа").

Политический пиар начал развиваться в эпоху представительной демократии, когда политическим лидерам стало необходимо убеждать самые широкие круги избирателей голосовать за них. Современный политический пиар уже не сводится к созданию благоприятного имиджа отдельным политикам или политическим партиям. В эпоху глобализации развивается международный PR, направленный на достижение взаимопонимания между гражданами разных стран, невзирая на культурные различия, то есть пиар становится инструментом по стиранию культурных границ и насаждению политкорректности. От имиджа страны зависит ее репутация, на которую реагируют зарубежные инвесторы, общественное мнение других стран, что является необходимым, например, для стран, существующих за счёт экспорта продукции и сырья. Поэтому деятельность современных дипломатов обязательно включает организацию публичных мероприятий, прославляющих достижения и культуру их страны, что также является разновидностью пиара.

Очевидно, что несмотря на декларируемые принципы открытости и истинности, современный пиар далёк от этого. Начиная от неочевидности заказчика конкретного PR-проекта, до использование методов обмана и дезинформации, вкупе с манипулированием общественным мнением - всё это используется в современных "связях с общественностью". А, поскольку, целью пиара является именно достижение среди масс определённого мнения по заданном вопросу, получается, что по факту, пиар - это иное название для комплекса мер по манипулированнию общественным мнением в различных областях жизни людей.

Источник