Текст:Николай Кириленко:Изотерапия

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Изотерапия – терапия, которая использует ресурсы, возможности, потенциал в широком смысле рисунка (искусства создания изображений) для решения психологических проблем.

Автор: Николай Яковлевич Кириленко

Введение[править | править код]

Изотерапия в работе с людьми позволяет им ощутить, понять самих себя, помогает выразить свои эмоции, чувства, мысли, надежды, мечты, проявить эмпатию, освободиться от сильных переживаний и конфликтов. При проведении изотерапии большое значение имеет творческий акт, а также внутренний мир, который раскрывается в результате создания рисунка. В процессе изотерапии поощряется самопроизвольное выражение своих внутренних переживаний, не беспокоясь о художественных достоинствах.

Концепция изотерапии[править | править код]

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д.

Методики для работы с детьми:

- тестопластика, техника, использующая солёное тесто. Техника лепки проста. Для работы с тестом необходимы соль, мука, вода. Тесто – материал экологически чистый, очень пластичный, легко приобретает форму. Оно не липнет к рукам, очень легко отмывается, безопасно при попадании в рот.

Лепка из солёного теста благотворно влияет на нервную систему. Именно поэтому полезна гиперактивным детям, детям со страхами, тревожностью, агрессией. Пластичность материала позволяет таким детям вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на их эмоциональном состоянии. Дети учатся планировать, работать в коллективе, самостоятельно разрешать возникающие проблемы. Изделия из теста достаточно прочны, и с ними можно играть;

- лепка глиной, работая с глиной, тревожный ребёнок находит выход своим чувствам, а неуверенный в себе, занимаясь лепкой, учится контролировать ситуацию. Непоседливым и неусидчивым глина помогает научиться концентрироваться. Во время лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ;

- рисование песком, песок для детей остаётся наиболее притягательным материалом. Рисование песком и песочная терапия – достаточно простой вид изобразительной деятельности дошкольников. А для взрослого это ещё один способ понять чувства ребёнка. Дети под спокойную музыку создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в настроение ребёнка, пейзаж, звёздное небо, лес или море. Песок – та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства и переживания, мысли и стремления. Рисуя сухим или мокрым песком, ребёнок познает мир, т.к. работа связана с самостоятельной экспериментальной и творческой деятельностью. Данный вид творчества как средство коррекции позволяет ребёнку преодолеть чувство страха, выразить в рисунке, постройке эмоции, даёт свободу, вселяет уверенность в своих силах. Рисуя, строя замки из песка, разыгрывая сказки, ребёнок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, проигрывает волнующие его ситуации;

- марание – спонтанное рисование детьми. В буквальном понимании «марать» – значит, «пачкать, грязнить». Можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь – плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Речь идёт о спонтанных рисунках детей, выполненных в абстрактной манере, о ритмичности движения, случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоёв и смешивании цветов. Здесь нет категорий «правильно–неправильно». Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребёнка, приводит детей к собственным маленьким открытиям. Естественность такого рисования способствует тому, что ребёнок «забывает» о социальных запретах и незаметно для себя может осмелиться на действия, которые обычно не делает.

Но далеко не все дети по собственной инициативе переходят на такое рисование. Некоторые, попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке, как к более привычным средствам изображения. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности, а работа на одном листе в паре или всей группой добавляет выразительности результату, а также обогащает взаимодействие детей;

- акватушь, проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его высыхания вторым слоем весь лист покрывается чёрной тушью. Затем рисунок опускается в воду. В воде гуашь почти смывается, а тушь – лишь частично. В результате на чёрном фоне остается тонированный рисунок с размытыми контурами. Каждый этап работы удерживает внимание и интерес ребёнка. Выполняя работу, дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность;

- штриховка, каракули – это графика, самое доступное упражнение, для которого нужны только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Ребёнок свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нём и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовывать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т.д. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.

Похожа на штриховку техника «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт (наверняка каждый пробовал так «проявить» монетку). Штриховки и каракули помогают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении. Ритм штриховки, каракулей создаёт настрой на активность, тонизирует ребёнка.

- монотипия, ещё одна очень интересная разновидность изотерапии. Чернилами, тушью, акварелью или жидко разведённой гуашью на гладкой, не впитывающей краску поверхности (пластик, линолеум, глянцевая плотная бумага) делается рисунок: пятна, линии и пр. К этой поверхности прикладывается лист бумаги (или лист сгибается пополам), изображение наносится на половину листа, затем лист снова сгибается и плотно проглаживается ладонью. Краска симметрично отпечатывается на другой половине листа, и на нём в зеркальном отражении отпечатывается изображение. Оно может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками. Сложенный лист раскрывается, и перед взором оказывается нечто. Ребёнок разглядывает то, что получилось, описывает возникший образ. При желании готовый отпечаток можно дорисовать или приклеить сверху нужные элементы для завершения образа. Всё это не только развивает тактильные ощущения, воображение, снимает мышечное напряжение, но и доставляет ребенку радость;

- рисунок на воде, акварисование (эбру) – технология рисования по поверхности воды. В эбру используются только натуральные материалы. Рисунок наносится красками, которые не растворяются в воде, а остаются на поверхности. Затем краски смешиваются между собой при помощи кисти (или палочки) и образуют причудливые и неповторимые узоры. Далее на рисунок накладывают бумагу или ткань, осторожно снимают и высушивают. И рисунок готов. Эбру помогает не только развитию детской фантазии и воображения, но и оказывает удивительный успокоительный эффект. Акварисование на воде требует специальных красок. Поэтому его можно заменить на рисование на стекле;

- рисование на стекле, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно её свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, её можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров. На них есть, где развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают гиперактивные и тревожные дети. Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет её из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Это характерно для детей с проблемами аффективно-личностного плана. Ребёнок словно не рисует, а тренируется рисовать и, соответственно, имеет право на ошибки и исправления. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности и страхов;

- рисование сухими листьями, с помощью листьев, клея и красок можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Когда дети пытаются изобразить какой-то предмет, то изображение получается «лохматым», пушистым, эффектным и привлекательным. Эти экологически чистые способы рисования создают приятные сенсорные ощущения и расслабляющий эффект.

- изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп, вермишели, цветного песка и т.д. Маленькие дети высыпают на лист с клеем сыпучие материалы целыми горстями. Но при стряхивании лишних материалов изображение всё равно останется только в месте приклеивания. Данная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности;

- дети могут рисовать мятой бумагой, резиновыми игрушками, кубиками, губками, зубными щётками, палочками, нитками, соломинками, овощами, ластиками и чем-то ещё. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребёнка служит для взрослых знаком вовлечённости в творческую деятельность. Рисование предметами окружающего пространства создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости, повышения настроения и развития воображения.

Техники для работы со взрослыми:

- рисование в парах, рисуйте с партнёром на одном листе бумаги. Если вы испытываете затруднения из-за отсутствия «правил игры», можете следовать следующим условиям: один рисует извилистыми линями, другой – прямыми, каждый использует свой определённый цвет или группу цветов, один пытается копировать то, что рисует другой (одновременно);

- «разговор», каждый в группе выбирает для себя цвет, отражающий его индивидуальность, и находит партнёра, ориентируясь на его цвет. Затем пары изображают «разговор цветов» на одном листе бумаги, пытаясь вести свою линию параллельно линии партнёра. Варианты: используйте различные формы и пятна в ответ на формы и пятна партнёра, пользуясь разными цветами, попытайтесь имитировать эмоционально-окрашенный разговор, например, ссору, рисуйте поочерёдно, пытаясь продолжить линию партнёра, рисуйте одновременно, свободно ведя свою линию в любом направлении, рисуйте одновременно, пытаясь вести свою линию параллельно линии партнёра, меняйтесь цветами через некоторое время, используйте другую руку при сохранении прежних условий, несколько пар, располагаясь друг против друга вдоль длинного листа бумаги, начинают «разговор» с партнёром напротив, а затем вступают в «разговор» с партнёрами слева и справа;

- «рисование и наблюдение», один наблюдает, что рисует другой и пытается развить тему в своём воображении, сообщая о своих ассоциациях рисующему. Тот вправе использовать это по своему усмотрению. Варианты: один пытается имитировать рисунок другого; третий наблюдает за работой двоих, затем участники меняются ролями;

- «общее пространство», сначала партнёры рисуют поочерёдно, затем продолжают одновременно. Варианты: выберите три цвета на двоих и изобразите характер своих отношений на общем рисунке, обращая внимание на то, как вы пользуетесь пространством листа, аналогично предыдущему, но с обменом цветами через некоторое время, используя технику коллажа, каждый выбирает бумагу определённого цвета для создания общего образа;

- общий рисунок, рисуйте одновременно, по возможности молча. Старайтесь реагировать на действия партнёра. Варианты: просто рисуйте молча одновременно с партнёром, начните рисовать каждый своим цветом с закрытыми глазами, затем откройте глаза и завершите рисунок, перед рисованием выберите тему, старайтесь создать целостную композицию, каждый рисует что-либо с закрытыми глазами, затем партнёры открывают глаза и, основываясь на ассоциациях имеющихся набросков, создают законченное изображение. Когда рисунок закончен, сочиняют историю на его основе;

- «каракули Д. Винникота», нарисуйте каракули и передайте партнёру, который должен создать из них образ. Варианты: нарисуйте символ или образ текущего момента или состояния. Поменяйтесь с партнёром и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им. Затем обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга. Аналогично предыдущему, но с выбором темы или, напротив, совершенно спонтанно;

- «интервью-презентация», попросите партнёра рассказать о его жизни, интересах, планах и т.д., а затем изобразите на рисунке то, что он Вам рассказал;

- «диалог», один начинает с изображения какого-либо состояния, другой изображает реакцию на него. Затем меняются ролями. Варианты: один рисует свою проблему слева, другой – её разрешение справа, один рисует путь с препятствиями, другой – способы их преодоления;

- «сюжетные линии», варианты: один рисует персонажи, другой сочиняет диалоги между ними согласно определённому сюжету, партнёры рисуют поочерёдно определённые моменты развития какой-либо сюжетной линии (без диалогов);

- «портреты», нарисуйте автопортрет и портрет партнёра. Обсудите полученные четыре рисунка. Варианты: нарисуйте абстрактный портрет партнёра, используя цвета и формы, нарисуйте автопортрет и передайте партнёру для дорисовки, нарисуйте портрет партнёра и передайте ему для дорисовки, сначала расспросите партнёра, а потом дорисуйте его портрет, нарисуйте партнёра, обращая особое внимание на детали его внешнего облика и одежды, например, пуговицы, ботинки и т.д., создайте автопортрет, портрет партнёра, используя технику коллажа;

- «первые впечатления», техника, аналогичная предыдущему заданию. Расслабьтесь и посмотрите на партнёра. На общем листе бумаги изобразите поочерёдно любые элементы внешнего облика партнёра, на которых останавливается Ваш взгляд, не отрывая карандаша от бумаги. Обсудите созданные рисунки. Варианты: поочерёдно рисуя в абстрактной манере, постарайтесь передать свои первые мысли и впечатления, связанные с партнёром, передайте свои впечатления, связанные с партнёром, используя один цвет и одну форму, нарисуйте, каким Вы представляетесь партнёру, нарисуйте портреты друг друга, а под ними запишите свои впечатления друг о друге;

- «маски», варианты: изготовьте и раскрасьте одну или несколько масок друг друга, а затем примерьте их, создайте маску «фасада» своего партнёра, создайте маски друг друга, используя технику коллажа и вырезки из журналов;

- «силуэты», пользуясь белым листом бумаги и лампой, обведите силуэты друг друга. Варианты: нарисуйте силуэты друг друга, подбирая различные ракурсы и положения, просто обведите и закрасьте силуэт партнёра чёрным цветом, обведите силуэт партнёра, а затем дорисуйте его, внося элементы внешнего облика партнёра;

- «совместный проект», создайте какое-нибудь произведение вместе со своим партнёром молча, пользуясь любыми материалами;

- «начальник и подчинённый», один руководит действиями другого: говорит, какие использовать материалы, краски для создания рисунка, что изображать и т.д. Затем меняются ролями и обсуждают свои впечатления от совместной работы. Данная техника особенно интересна в плане изменения обычных ролей, как, например, в отношениях между детьми и родителями.

Научные основы[править | править код]

Любая физическая форма-структура (любое взаимодействие) – любое тело, линия, фигура, цвет и др. – при взаимодействии с физическим вакуумом способны нарушать однородность пространства (образование «полостной» структуры между объектом и физическим вакуумом – фундаментальный принцип двоичности материи, мироздания) и создавать эффект «формы». При этом происходит кручение пространства физического вакуума, первичного торсионного поля, появление поля инерции (вторичного торсионного поля), и, в конечном счёте, это проявляется как энергетическое воздействие в мироздании.

По теории физического вакуума особенности действия «полостных» структур обусловлены вторичными торсионными полями в физическом вакууме, которые создаются этими «полостными» структурами – инструментами взаимодействия в мироздании.

Любая картина, нарисованная человеком, это совокупность каких-то линий. Поэтому любая картина помимо чисто психологического эффекта восприятия, как зрительный образ, ещё воздействует на человека своим торсионным полем – совокупной структурой торсионных полей тех линий, которые образуют эту картину.

По современным представлениям физическое тело человека на материальном уровне состоит из элементарных частиц, которые обладают собственным вращением (спином). Это вращение и является источником торсионного поля человека, образуя вокруг человека полевые квантованные информационные торсионные структуры в физическом вакууме и первичном торсионном поле. В теории физического вакуума все информационные структуры представляют собой сложный волновой процесс.

Человек, который рисовал картину, воздействовал на неё также своим торсионным полем. Все краски поляризованы по спинам и повторяют структуру торсионного поля того человека.

Человек, находясь сознанием в пространстве Козырева (в физическом вакууме) в особом изменённом состоянии сознания (состоянии «здесь и сейчас») с определёнными задействованными частотами мозга, излучает мозгом торсионные поля большой интенсивности, которые далее создают в физическом вакууме вторичные торсионные поля, что приводит к выделению из физического вакуума энергии, идущей на восстановление организма.

Источники[править | править код]

Шипов Г.И. Теория физического вакуума: Теория, эксперименты и технологии. – М.: Наука, 1996.

Шипов Г.И. Теория физического вакуума в популярном изложении. Развитие программы Единой Теории Поля, выдвинутой А. Эйнштейном. – М.: Изд. ООО «Кириллица-1», 2002.

Шипов Г.И., Гаряев П.П. Квантовый геном в понятиях теории физического вакуума. – М.: Концептуал, 2018.

Кириленко Н.Я. Концепции современного естествознания. – Коломна: КИППК, 2005.

Кириленко Н.Я. Естественнонаучная картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1999.

Кириленко Н.Я. Физическая картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1997.

Кириленко Н.Я. Концепция энергии.

Кириленко Н.Я. Полевая концепция физического вакуума.

Кириленко Н.Я. Поляризация физического вакуума.

Кириленко Н.Я. Концепция полостных структур.

Кириленко Н.Я. Состояния сознания.

Ссылки[править | править код]