Текст:Николай Кириленко:Научно-педагогические основы совершенствования преподавания физико-технических дисциплин в высших учебных заведениях

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Новое научное направление – «Научно-педагогические основы совершенствования преподавания физико-технических дисциплин в высших учебных заведениях».

Основатель нового научного направления – Кириленко Николай Яковлевич, профессор, академик РАЕН.

Новое научное направление входит в состав разработанного фундаментального научного направления «Фундаментальное управление потоками информации, энергии, вещества».

Автор: Николай Яковлевич Кириленко

Научные специальности[править | править код]

Новое научное направление разрабатывалось в рамках указанных специальностей:

13.00.08 Теория и методика профессионального образования;

09.00.01 Онтология и теория познания;

01.04.02 Теоретическая физика;

05.02.13 Машины, агрегаты и процессы (по отраслям).

Новое научное направление[править | править код]

Основной задачей междисциплинарного обучения физико-техническим дисциплинам является развитие следующих составляющих познания обучающихся: целостной картины мира и системного мышления; широких познавательных интересов; творческой личности; способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе; коммуникативных умений; различных компетентностей.

В современных условиях, когда появляются всё более сложные меж- и трансдисциплинарные комплексы фундаментальных знаний, встаёт насущная задача ориентации личности, постоянного создания себя. Обучающийся – это активный конструктор личности и своего окружения, а фундаментальное обучение есть процедура пробуждения внутренних сил и возможностей обучающегося, совместная творческая деятельность преподавателя и обучающегося.

Одним из путей реализации упомянутых целей при естественнонаучном обучении является использование современных методов синергетики – науки о системных междисциплинарных исследованиях и целостных саморегулирующихся и саморазвивающихся системах в учебном моделировании. Главное – уметь находить путь к знанию, решению и уметь делать на этом пути определённые шаги.

Важнейшей задачей является формирование у обучающихся знаний, качественной характеристикой которых является системность в изучении мироздания. Она достигается, прежде всего, соответствующими способами построения содержания. Сущность системного подхода в обучении заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.

Фундаментальность обучения предполагает научность, полноту и глубину знаний. Она обусловлена характером современной научной революции, требующей от человека высокоинтеллектуальной мобильности, исследовательского склада мышления, желания и умения постоянно пополнять свои знания по мере происходящих в его жизни и деятельности изменений. Фундаментальные естественнонаучные знания обладают способностью медленнее устаревать, чем знания конкретные. Они апеллируют к мышлению человека.

Важны при обучении прикладная направленность, получение практических навыков, понимание условий и способов применения полученных фундаментальных знаний, так как они расширяют диапазон возможностей и обогащают личный опыт, делают теоретические знания более основательными и востребованными в повседневной жизни.

Разработан комплекс фундаментальных обучающих ресурсов совершенствования преподавания физико-технических дисциплин в высших учебных заведениях (см. Методические основы совершенствования преподавания физико-технических дисциплин в высших учебных заведениях) .

Научные премии[править | править код]

Награждение научными премиями и почётными званиями:

- почётное звание — «Основатель научного направления "Научно-педагогические основы совершенствования физико-технических дисциплин в высших учебных заведениях"» (2022);

- медаль К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических и психологических наук» Министерства образования РФ — за разработку научно-педагогических основ совершенствования преподавания физико-технических дисциплин в высших военных учебных заведениях ((2001);

- лауреат Международной экологической премии „EcoWorld“ — за разработку комплексной экологической политики в области формирования психологического здоровья человека (2019), — за разработку научных основ нравственно-духовного развития личности (2021);

- лауреат Национальной экологической премии „ЭкоМир“ — за разработку и внедрение комплекса эффективных методов и средств управления экологической безопасностью процессов струйного истечения в оборонной технике и конверсионных технологиях (2007);

- лауреат Российской академии естественных наук «Во славу и пользу Отечеству» — за разработку научных основ и комплекса эффективных методов и средств управления струйным истечением в объектах техники (2004);

- лауреат Международной премии им. М. Нострадамуса (Европейское научное общество) — за разработку и внедрение комплекса эффективных методов и средств управления экологической безопасностью технологических систем жизнеобеспечения (2014);

- специальный диплом им. Н. И. Вавилова Международной экологической премии „EcoWorld“ — за разработку и внедрение экологически безопасных технологий орошения на сложном рельефе (2018);

- диплом Национальной экологической премии „ЭкоМир“ — за разработку и внедрение комплекса эффективных экологически безопасных технологий полива (2005);

- лауреат Всесоюзного конкурса студенческих научных работ — за исследование газодинамических процессов истечения газов летательных аппаратов (1972).

Источники[править | править код]

Кириленко Н.Я. Методические основы совершенствования преподавания физико-технических дисциплин в высших учебных заведениях.

Кириленко Н.Я. О путях активизации познавательной деятельности при изучении физических процессов / В кн.: Инновационные технологии организации обучения инженеров-строителей. – Пенза. ПГАСИ. 1996.

Кириленко Н.Я. О прикладной направленности обучения на кафедре физики и механики / Материалы научно-методической конференции «Проблемы разработки и внедрения в образовательный процесс методов и форм обучения, активизирующих познавательную активность курсантов». – Коломна: КФ ВАУ, 1996.

Кириленко Н.Я. Системный подход в изучении физических процессов / Материалы Международной научно-методической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании». – Новосибирск: НГУ, 1996.

Кириленко Н.Я. О формировании и развитии у студентов современного целостного мышления / Материалы научно-практической конференции «Народное образование в XXI веке». – М.: МПУ, 2001.

Кириленко Н.Я. Физическая картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1997.

Кириленко Н.Я. Естественнонаучная картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1999.

Кириленко Н.Я. Концепции современного естествознания. – Коломна: КИППК, 2005.

Кириленко Н.Я. Применение физических эффектов и явлений в струйной технике. – Коломна: КФ ВАУ, 1993.

Кириленко Н.Я. Применение физических эффектов гидромеханики в технике. – Коломна: КФ ВАУ, 1996.

Кириленко Н.Я. Применение физических эффектов механики в технике. – Коломна: КФ ВАУ, 1997.

Кириленко Н.Я. Электромагнитные явления в технике. – Коломна: КФ ВАУ, 1998.

Кириленко Н.Я. Применение физических эффектов при разработке технических решений. – Коломна: КФ ВАУ, 2000.

Кириленко Н.Я. Физические явления в теплотехнике. – Коломна: КФ ВАУ, 2001.

Кириленко Н.Я. Естественнонаучные основы современных технологий и техники. – Коломна: КГПИ, 2002.

Кириленко Н.Я. Концепции естествознания. – Информационный интернет-портал «Традиция». https://traditio.wiki/Текст:Николай_Кириленко:Концепции_естествознания.

Ссылки[править | править код]