Текст:Николай Кириленко:Экология мироздания

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Мироздание – совокупность всего, что существует физически.

Экология – наука, изучающая фундаментальные законы взаимодействия живых организмов (включая человека и человеческое общество в целом) с окружающей средой (мирозданием), круговой оборот вещества, информации, энергии, делающих возможным жизнь.

Экология мироздания – комплексная система, фундаментальный способ понимания явлений мироздания и экологического взаимодействия в нём человека.

Экологическое сознание – форма сознания, когда человек отождествляет себя с окружающей природой и признаёт как влияние природы на человека, так и своё влияние на неё.

Мировоззрение – целостная система воззрений на мир, на место в нём человека, отражающая отношение человека к миру и самому себе.

Фундаментальное экологическое мировоззрение – мировоззрение, в основе которого лежат фундаментальные научные знания о мироздании и взаимосвязях в нём, определяющих жизнь.

Автор: Николай Яковлевич Кириленко

Введение[править | править код]

Без фундаментального экологического мировоззрения, миропонимания невозможно осознанное миротворчество, т.е. создание правильного мира в себе и вокруг себя на основе единой картины мира как она видится на основе результатов современной науки.

Экология – в переводе с греческого – дом и учение, наука о доме. Это те ограничители, которые должны сохраняться, которые нельзя отменить в большей мере, чем это допустимо. Нельзя потому, что, в противном случае, внутри дома условия настолько изменятся, что жизнь станет невозможной. Поэтому надо хорошо знать и понимать эти ограничители (стены дома), знать для того, чтобы не повредить. В нашем случае ограничители находятся в непрерывном изменении (динамическое состояние мироздания) – магнитное поле, озоновый слой Земли, температура, состав атмосферы, циклические изменения в космосе, на Солнце и многое другое. Космос регулирует все процессы в биосфере нашей планеты. Любое живое существо связано абсолютно со всем. Например, в период максимума солнечной активности количество бактерий в почве увеличивается в несколько раз, урожайность изменяется.

Озабоченность общества загрязнённостью окружающей среды в последнее время расширили рамки экологии: приходится рассматривать те изменения, которые вызваны этим загрязнением. Истинной экологии (как науке о «доме») ещё предстоит оформиться в цельную науку. Это произойдёт не на путях её деления на разные экологии, а на путях осознания основ мироздания (основ этого дома, его стен), тех ограничителей, которые человек не может позволить себе разрушить без того, чтобы разрушить саму жизнь.

Проблема затрагивает сами потенциальные возможности существования человечества вообще, жизнеспособность, а, следовательно, и проблемы, связанные с фактом жизнеспособности нашей Земной Цивилизации. И не случайно этой проблеме придаётся столь большое значение.

Концепция экологии мироздания[править | править код]

Картина мира[править | править код]

Как объект экологического исследования науки Вселенная может быть рассмотрена с позиций, базирующихся на материи, информации и структуре, что даёт возможность иметь некий целостный взгляд на объект.

Если рассматривать Вселенную через материальные процессы, то тогда появляется возможность детализировать такого рода подход. Появляется картина мира, которая базируется на представлениях, сформулированных в рамках теории физического вакуума Г.Н. Шипова на основе семи уровней реальности. Материальная Вселенная имеет известный нам вещественный уровень своего существования на уровне твердого тела, жидкости, газа, элементарных частиц. Также представлен известный невещественный, хотя и материальный уровень. Это физический вакуум, который известен, поскольку через него выражаются проявления известных нам физических полей, таких, как электромагнитное поле, гравитационное поле и появившийся в последнее десятилетие новый физический объект – поле кручения (инерции). Это полевое существование материи.

Появляются два новых объекта, которые тоже соотносятся с полевой формой существования материи. Это так называемое первичное поле кручения, которое соотносится с уровнем сознания.

И наконец, это то, что в физике получило название Абсолютное «Ничто» и соотносится с уровнем Абсолюта. Но при таком подходе оно имеет материальное, а, следовательно, физическое содержание.

Как только рассмотрена эта картина мира, появляется естественный вопрос: в каком соотношении находятся такие кардинальные факторы, как человек, сознание и природа?

Человек (мыслящее существо) имеет взаимосвязь со всеми уровнями этой реальности – на уровне вещества, известных физических полей (физический вакуум, электромагнетизм, гравитация и поля кручения). Через проблемы Сознания мы связаны с первичными полями кручения и с Абсолютным «Ничто» (по теории физического вакуума). Таким образом, общей категорией является проблема сознания, которая затрагивает полевые структуры, как на уровне вещества, так и на уровне Глобального Духа.

Понимая эти общие глобальные взаимосвязи, перейдём теперь к более частной проблеме, к проблеме, которая связана с нашей жизнью на планете Земля. Жизнь на планете Земля связана с неким объектом, который можно было бы образно назвать пространством жизнедеятельности человека.

Что определяет нашу жизнь? С одной стороны, это совокупность сугубо земных природных факторов. Это такие параметры, как температура, влажность, атмосферное давление. Это природные явления, такие, как, например, цунами, землетрясение, озоновые дыры и радиационные пояса. Мы от всех этих факторов зависим. И выход за определенные пределы любого из данных факторов – это неотвратимая гибель не только каждого человека, но и человечества в целом, а в ряде случаев гибель всего живого.

Есть вторая параметрическая координата – техногенные факторы, которые связаны с земледелием, ирригацией, химией в сельском хозяйстве и в быту, промышленное строительство, сбросы отходов, электронный смог – радиоэлектронные излучения, радиоактивное загрязнение и т.д., которые являются следствием технической деятельности человека.

И наконец, есть третья параметрическая координата – космические факторы, которые лежат за пределами нашей Земли. Это такие физические параметры, как космическое ультрафиолетовое излучение, корпускулярные потоки – космические лучи, внешние электромагнитные поля, внешние поля кручения, материальный фактор, как ноосфера, и, наконец, это Иерархия Всемирного Сознания, которые тоже составляют некий внешний фактор по отношению к нам. При таком подходе получаем исчерпывающую картину мира, которая показывает, что является определяющим для того, чтобы наша жизнь, с точки зрения условий существования нас как живых организмов и духовных сущностей, была бы возможна.

На сегодняшний день понятно, что нужно заменить и на какой технократической базе современной цивилизации, чтобы все эти факторы исчезли, чтобы эти технологии находились в гармонии с Природой и ничего не меняли бы во внутреннем балансе, который должен отвечать гармоничному существованию человека на Земле.

Теперь появилась возможность, понимая эти общие и частные закономерности, посмотреть в глобальном плане, какова структура того, что мы с вами называем экологией мироздания, то есть того, что связано с условиями фундаментального существования.

С одной стороны, появляется глобальная проблема – Экологии Духа, которая включает в себя Экологию Сознания и Экологию Вселенной как материального объекта, связанная с теми процессами, которые происходят во Вселенной на материальном уровне. Как только мы осознаем, что существуют эти два взаимодополняющих направления, то становится понятно, что Экология Духа имеет выражение на нашем земном плане в Экологии Сознания.

Экология Вселенной не только на нашем земном плане, но и на плане любой цивилизации, которая имеет технократический путь развития, распадается на Экологию Природы и Экологию Технологии. Если мы понимаем, что любое вмешательство в гармонию природы недопустимо, то тогда оказывается, что этот фактор является фактором, с которым человек должен считаться. Необходимо указание не на экологию природы, а на гармонию природы, экологию мироздания.

И тогда остаются две проблемы: это проблема Экологии Сознания, которая зависит только от нас, и Экология Технологии, которая тоже зависит от нас. И то и другое определяется уровнем нашего развития. Либо мы нарушаем Экологию Духа в глобальном плане, не следуя законам Экологии Сознания, гармоничное и равновесное существование Вселенной, нарушая законы, которые вытекают из Гармонии Технологии, что должно было бы быть, но чего, к сожалению, глобально нет. Ни одна из ныне действующих технологий не является гармоничной с природой. В действительности, такого рода производства не должно быть, оно должно быть другим и основано на другой технологической базе.

При таком подходе у нас появляется возможность такую структуру (экологию мироздания) детализировать на уровни: Экология Земли, Экология Солнечной Системы, Экология Галактики, Экология Вселенной.

Большое значение В.И. Вернадский придавал в своих работах глобальным связям, то есть связям Земли с другими планетами Солнечной системы и космическими объектами. Достаточно хотя бы вспомнить, какую роль для жизни на Земле играют приливные силы, вызываемые Луной. С другой стороны, мы понимаем, что наша Солнечная система не является единственной в нашей Галактике.

В Экологии Земли есть самостоятельные блоки – экология естественных процессов, хозяйственных процессов, человека (наша личная экология), Сознания, Цивилизации в целом. Мы можем эти различные составляющие части экологии мироздания рассматривать и как самостоятельные, но должны постоянно помнить, что они все между собой взаимосвязаны. Поэтому не только происходит разбиение на эти составляющие, но и указывается, что имеются их совокупные действия в экологии Земли, Вселенной.

Наряду с этим мы должны учитывать, что всё то, что связано с Экологией Земли, действует на другие планеты точно так же, как другие планеты действуют на Землю. Мы должны учитывать, что Экология Земли действует на то, что мы называем Экологией Солнца, на его физическое состояние. Например, нарушения глобального равновесия на Земле, связанные с выбором грунта при открытых разработках, когда миллионы тонн грунта перемещаются из одного места на другое, вызывают некоторые возмущения на Солнце, что говорит о солнечно-земных связях.

В то же время оказывается, что тогда, когда мы с вами говорим, например, об объекте «Солнце», мы должны учитывать влияние на Солнце и земных факторов, и факторов других планет, но одновременно с этим должны учитывать и влияние более высоких по структурному уровню образований галактических факторов и факторов Вселенной. При подобного рода подходе даже из приведенной структуры становится понятно, что экология на Земле не может рассматриваться только как локально земная задача.

Поэтому с системных позиций понятно, что есть большое количество систем, в которых локальная часть не может функционировать, если только она не развивается в гармонии с той структурой, в которую она входит как некая часть.

Именно поэтому проблема экологии должна рассматриваться в любом её частном проявлении как её существование в рамках экологии мироздания как глобального космического фактора.

Экология Вселенной начинается с экологии нравственности человечества, и тогда придёт понимание гармонии и целостности, где закон обратной связи является сутью мироздания.

Русский космизм[править | править код]

Суть учения русского космизма:

- человек – составная часть природы;

- человека и природу следует не противопоставлять друг другу, а рассматривать в единстве;

- человек и всё, что его окружает – это части единого целого – Вселенной.

Законы экологии[править | править код]

Общие законы экологии (по Коммонеру):

- всё связано со всем; никто и ничто в мире не может существовать и действовать изолированно от всего мира в целом;

- всё должно куда-то деваться, всё, что можно называть «отбросами» деятельности, имеет свойство постепенно накапливаться и превращаться в проблему «загрязнения» негативными влияниями сфер обитания;

- ничто не даётся даром, за всё приходится платить, всё, что ведёт к негативным последствиям, может обойтись несказанно дороже временных преимуществ;

- природа знает лучше, так определяется самый оптимальный способ добиваться любых изменений при взаимоотношении с окружающей природой.

Ноосфера В.И Вернадского[править | править код]

Учение о ноосфере возникло в рамках космизма – философского учения о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира.

Ноосфера – фундаментальная структура мироздания, развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Теория всего[править | править код]

Современная парадигма мироздания – новая физическая парадигма мироздания сформировалась на основе открытия первичной материи, лежащей в основе всего, что мы наблюдаем в природе – физического вакуума (особой формы материи, связывающей частицы вещества в единые системы и передающей действия одних частиц на другие). Математическое описание было получено при разработке единой теории поля (теории всего) – теории физического вакуума. Идея построения единой теории поля возникла при попытке объединить все известные науке физические взаимодействия.

Нравственно-духовность[править | править код]

Духовность – это высокие частоты особого вида энергии (энергии физического вакуума, первичного поля кручения), которой человек обогащается в процессе жизни в результате развития высокой нравственности (состояния личности, направленного на гармоничное развитие всего в окружающем мире; по теории физического вакуума – на слияние в сознании с физическим вакуумом, первичным полем кручения) – совершения добрых дел, гуманных поступков, приобретения нравственно-духовных знаний, правильного отношения к окружающему миру, природе и людям. Качества, наработанные человеком, служат базой для построения следующих, более высоких качеств.

Человек может быть в нормальном, естественном состоянии только в одном случае, если поступки данного человека соответствуют законам природы, требованиям мироздания, требованиям совести. Личность может реализоваться, если человек не нарушает законы мироздания, если он развивается в гармонии с ними (коэволюция человека, общества с природой, мирозданием).

Самое главное, от чего зависит вся наша жизнь, в том числе и решение экологических проблем, – это правильное понимание того, что происходит вокруг нас, т.е. правильное миропонимание, фундаментальное мировоззрение. От них зависят наши действия, наши отношения с окружающим нас миром и друг с другом. Только фундаментальные знания и их познание могут быть основой правильных фундаментальных экологических поступков.

Источники[править | править код]

Мизун Ю.Г. Экология известная и неизвестная. – М.: Научно-практический центр «Экология и здоровье», 1994.

Акимов А.Е. Место метаэкологии в структуре мироздания // Материалы международной общественно-научной конференции «Рериховские чтения», 1997.

Шипов Г.И. Теория физического вакуума: Теория, эксперименты и технологии. – М.: Наука, 1996.

Шипов Г.И. Теория физического вакуума в популярном изложении. Развитие программы Единой Теории Поля, выдвинутой А. Эйнштейном. – М.: Изд. ООО «Кириллица-1», 2002.

Шипов Г.И., Гаряев П.П. Квантовый геном в понятиях теории физического вакуума. – М.: Концептуал, 2018.

Кириленко Н.Я. Концепции современного естествознания. – Коломна: КИППК, 2005.

Кириленко Н.Я. Естественнонаучная картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1999.

Кириленко Н.Я. Физическая картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1997.

Картина мира.

Концепции естествознания.

Концепция мироздания.

Формирование нравственно-духовного здоровья.

Экологическое мировоззрение.

Экология личности: управление состоянием.

Синергичность и здоровье.

Сознание и управление состоянием.

Духовное состояние человека и здоровье.

Гармоничное состояние человека и здоровье.

Концепция натурфилософии.

Русский космизм.

Ссылки[править | править код]