Фигаро

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Эскиз театрального костюма Фигаро для постановки оперы Россини «Севильский цирюльник»

Фигаро (франц. Figaro — Фигаро́, исп. Fígaro ['fiɰaɾo]) — герой трёх пьес Бомарше, и созданных на их основе опер. Испанец из Севильи, ловкий пройдоха и плут, первоначально парикмахер (цирюльник), затем cлуга графа Альмавивы.

Имя героя пьесы превратилось в нарицательное. Название «Le Figaro» в 1826 взяла французская ежедневная газета.

Кроме того, «фигаро» — название короткой "испанской" куртки-пиджака, заканчивающегося над талией и незастегивающегося на груди, которую носил исполнитель роли Фигаро в постановках и которая стала популярна в Париже после премьеры.

Личность[править | править код]

Характер[править | править код]

Фигаро — изобретатен, остроумен, жизнерадостен и энергичен. Он — представитель низшего сословия. Необыкновенно сообразительный, он с лёгкостью придумывает интриги и добивается своих целей.

Фигаро, как и его предшественник в коммедиа дель арте — Бригелла, умный и сообразительный лжец, он неразборчив в средствах, при этом отличается хорошим настроением, всегда готов помочь, он храбр, хотя порой его слова горьки и циничны. В нормальном настроении он спокоен и собран, но в гневе его сообразительность иногда отказывает ему.

Фигаро обладает множеством талантов и полезных навыков. В предисловии к «Севильскому цирюльнику» автор перечисляет их: краснобай, сочинитель стихов, певец и гитарист.

Проживая в Севилье, он с успехом брил бороды, сочинял романсы и устраивал браки, с одинаковым успехом владел и ланцетом хирурга, и аптекарским пестиком, являл собой грозу мужей и любимчика жен[1].

Он обладает даром слова: в Андалусии его стихи, загадки и мадригалы печатались в газетах, из-за чего он и был уволен с государственной службы. Писал пьесы, работал в театре (тут черты личности самого Бомарше). В трудный период своей жизни он обошёл пешком всю Испанию, бывало, сидел в тюрьме.

Фигаро щегольски одевается — в списке действующих лиц «Севильского цирюльника» описан его костюм, так одевались испанские "махо".

Имя[править | править код]

Имя Фигаро, вероятно, придумано самим Бомарше. В рукописи первой пьесы, «Севильского цырюльника», он использовал вместо Figaro более галлицизированный вариант написания — Fiquaro. Но позже изменил его, и сделал не только аудиально, но и визуально похожим на испанское слово pícaro.

Слово «рícaro» — изначально было прилагательным и обозначало «хитрый, лукавый, плутоватый». Но в испанской литературе Нового времени оно приобрело новое значение. Пикаро — главный персонаж плутовского романа. Пикареск — плутовской роман[2]. Большое количество плутовских романов, где главным действующим лицом являлся пикаро, хитрый обманщик, иногда нанимавшийся в услужение, создавалось в Испании начиная с эпохи Возрождения. Во Франции такой литературной традиции не существовало.

Фредерик Грендель (Frederic Grendel) предположил, что имя Фигаро происходит от Fils-Caron ("Карон-сын", от настоящей фамилии автора — Карон. Имя де Бомарше он взял себе позже).

Биография[править | править код]

Происхождение[править | править код]

Фигаро — незаконный ребёнок доктора Бартоло и бывшей служанки Марселины. Прежде чем бросить женщину с младенцем, Бартоло, тогда ещё подлекарь, накалил свой шпатель и наложил клеймо на затылок сына, чтобы узнать его, если когда-нибудь встретит вновь. Когда мальчику было шесть лет, его мать попросила цыган, кочевавших тогда по Андалузии предсказать ему будущее. Те похитили ребёнка. С тех пор Фигаро носит своё имя и занимается плутнями[3]. Он не знает, кто его родители.

Карьера и бродяжничество[править | править код]

Незадолго до начала действия первой пьесы Фигаро служит в Мадриде у графа Альмавивы. Уезжая, тот даёт ему рекомендацию в министерство и просит, чтобы ему подыскали место. Фигаро назначают аптекарским помощником при андалусском конном заводе. Через некоторое время его увольняют. Вернувшись в Мадрид, Фигаро пробует силы на театральном поприще, но проваливается. С котомкой за плечами бродит по всей Испании и, наконец, оседает в Севилье.

С тех пор мать Фигаро успела состариться и ведёт дом у своего старого возлюбленного, доктора Бартоло, который живёт в Севилье. Доктор — опекун юной и прекрасной Розины. В неё влюбляется граф Альмавива и ходит под окнами её дома в Севилье. Но Бартоло сам собирается жениться на своей воспитаннице и держит её взаперти. Граф Альмавива случайно сталкивается с Фигаро, своим бывшим камердинером. Он как раз живёт в доме доктора и должен ему 100 экю. И тот помогает графе женится на Розине под носом у опекуна[4].

Оседлая жизнь и женитьба[править | править код]

Cпустя несколько лет он живёт в замке графа и графини Альмавива «Агуас Секас», служит графским камердинером и домоправителем[5]. У него есть невеста — Сюзанна, девушка из местной дворни, камеристка графини. Но граф Альмавива, проявляя интерес к Сюзанне, собирается либо воспрепятствовать браку, либо договориться с ней о праве первой ночи. Фигаро, Сюзанна и графиня делают все, чтобы помешать ему. Альмавива позволяет Марселине подать на Фигаро в суд за невыплаченный долг. Марселина, не зная, что Фигаро — её сын, предъявляет расписку, и требует согласно ей денег или замужества с Фигаро. Неожиданно, по метке, оставленной Бартоло выясняется, чей он, потерянный тридцать лет назад ребёнок. Доктор Бартоло соглашается женится на Марселине, Фигаро становится узаконенным плодом брака. В результате проведённой интриги Альмавива остаётся в дураках, и Фигаро с Сюзанной сочетаются браком.

Пожилой возраст[править | править код]

Эволюция персонажа[править | править код]

На протяжении трилогии Бомарше образ Фигаро подвергается изменениям.

В «Севильском цирюльнике» он — прежде всего весёлый, остроумный и неунывающий малый, прошедший через огонь и воду, отпускающий иногда довольно меткие остроты и иронические замечания, но ещё не поднявшийся до едкой сатиры и полных негодования обличений.

В «Женитьбе Фигаро», особенно в известном монологе пятого акта, Фигаро выступает уже в роли выразителя общественного и политического протеста, единомышленника энциклопедистов, предшественника деятелей 1789 г.

В третьей части трилогии («Виновная мать») постаревший и поломанный жизнью Фигаро является как бы тенью прежнего Фигаро; он превратился в образцового слугу и заурядного моралиста, ведущего борьбу с очень мелкими и ничтожными противниками да и то лишь в интересах своих господ.

Литературные предшественники[править | править код]

Тип ловкого, остроумного, в своём роде талантливого и несколько плутоватого «человека на все руки» неоднократно создавался и до Фигаро. Это хитрые, превосходящие умом своих господ слуги, которые часто встречались в комедиях и фарсах европейской литературы, арлекины comedia dell’arte, рабы Плавта и Теренция. Во Франции это Мольеровский Сганарель и сходные персонажи комедий XVIII века. В Испании предшественники Фигаро — длинная чреда героев плутовского романа, выделившегося в отдельный национальный жанр, начиная с пикаро Ласарильо из Тормеса [6] и заканчивая Кеведо.

С другой стороны, Фигаро некоторыми чертами своего характера напоминает изворотливого, ловкого, иногда грубо циничного Панурга, одного из героев «Пантагрюэля» Рабле, или Жиля Блаза, который в изображении Лесажа является человеком многое испытавшим, хорошо изучившим слабости и недостатки людей, привыкшим выносить невзгоды жизни, иногда прибегающим к хитростям и сделкам с совестью.

Значение[править | править код]

Фигаро - самый яркий литературный образ, созданный драматическим искусством XVIII в., воплощение предприимчивой инициативы третьего сословия, его критической мысли, его оптимизма.

Но, обладая изворотливостью и остроумием этих персонажей, выполняя подобно им функции основного двигателя сценической интриги, Фигаро значительней и выше всей родовой группы.

Образ Фигаро насыщен большим политическим пафосом; его острые выпады против "знатных господ" подымаются до протеста против всякого социального неравенства, гнета и унижения человека, и эти черты образа сохранили его звучание на протяжении полутора столетий и ввели его в ряд так наз. вековых образов.

Заслуга Бомарше, художественно воссоздавшего этот тип, сообщившего ему многие свои взгляды и стремления, заставившего его отозваться на жгучие вопросы французской действительности, хотя бы замаскированной мнимо-испанским нарядом, остаётся, тем не менее, несомненной.

Произведения[править | править код]

Пьесы[править | править код]

  • «Le Sacritan», ранняя пьеса Бомарше (ок.1765), где фигурируют Фигаро и граф Альмавива.

Основная трилогия[править | править код]

  1. «Севильский цирюльник или Тщетная предосторожность», пьеса Бомарше, (Le barbier de Seville ou la précaution inutile, 1775)
  2. «Безумный день, или Женитьба Фигаро», пьеса Бомарше, (La folle journée ou le Mariage de Figaro, 1784)
  3. «Виновная мать или Второй Тартюф» («Преступная мать»), пьеса Бомарше, (La mère coupable ou l’autre Tartufe, 1792)

Другие авторы[править | править код]

Образ Фигаро часто вдохновлял других авторов на создание продолжений истории. В их числе:

  • «Les premières armes de Figaro», пьеса Сарду
  • «Фигаро разводится» (Figaro läßt sich scheiden), пьеса Эдена фон Хорвата, (1936).
  • «Le roman de Figaro», книга Ф.Витуа (Frédéric Vitoux), (2005)
Вне истории настоящего Фигаро[править | править код]
  • «Funeral of Figaro (Operatic Whodunnit)», детективный роман британской писательницы Эллис Питерс. Действие происходит в наши дни. Кто-то один за другим убивает баритонов, исполняющих партию Фигаро.

Оперы[править | править код]

В отличие от оригинальных названий пьес, написанных на французском языке, названия опер идут на итальянском (согласно языку либретто).

Оперы вне трилогии[править | править код]

  • «Призраки Версаля» (The Ghosts of Versailles), опера Д.Корильяно (John Corigliano), 1991. Призрак Бомарше ставит оперу для развлечения призрака Марии-Антуанетты. Она "воскрешает" старые времена, предшествующие Французской Революции, в том числе и аферу с ожерельем. Действущие лица трилогии сосуществуют вместе с реально существовавшими историческими личностями. Бомарше и Фигаро, вдвоем, пытаются спасти королеву от казни.

Исполнители[править | править код]

  • Превиль (Préville) (1721-1799) был создателем образа Фигаро в "Севильском цирюльнике" Бомарше при первой постановке 1775 г.
  • Дазенкур — другой исполнители роли Фигаро, пришедшийся по вкусу Бомарше
  • Русский актёр Андрей Миронов неоднократно играл эту роль, снялся в фильме и, кроме того, скончался на сцене именно во время этой пьесы.

Фигаро в массовой культуре[править | править код]

  • Фигаро — имя, данное котенку, созданному художниками Диснея. Первое появление — в «Пиноккио». Позже он перекочевал во вселенную Микки Мауса как кот, принадлежащий Минни Маус и постоянный противник Плуто — пса, принадлежащего Микки Маусу. Самое запоминающееся появление — в м/ф «House of Mouse». Также Фигаро — имя кота в детских книгах писательницы Marie-Therese Eglsaer, и коня в произведениях детской писательницы Rebecca Anders.
  • Фигаро — название вымышленного королевства в Final Fantasy VI.
  • «Figaro» — модель автомобиля в ретро-стиле, созданного компанией Ниссан в 1991 в ограниченном количестве.
  • Фигаро — персонаж комикса «the Topper».
  • Фигаро — прозвище писателя Мариано Хосе де Ларра (исп. Mariano José de Larra).

Библиография[править | править код]

  • Marc Monnier, «Les aneux de Figaro» (Пар., 1868);
  • Pierre Toldo, «Figaro et ses origines» (Милан, 1893);
  • Ив. Иванов, «Политическая роль французского театра» (М., 1895).
  • Claude Petitfrère, «1784, le scandale du Mariage de Figaro : prélude à la Révolution française»

Ccылки[править | править код]

Сноски[править | править код]

  1. Бомарше. «Севильский цирюльник». «Сдержанное письмо о провале и критике "Севильского цырюльника"» (Предисловие к пьесе). Пер.Н.М.Любимова.
  2. А.Л.Штейн, «История испанской литературы», М., 1994.
  3. Бомарше. «Севильский цирюльник». «Сдержанное письмо о провале и критике "Севильского цырюльника"» (Предисловие к пьесе). Пер.Н.М.Любимова.
  4. Бомарше. «Севильский цирюльник»
  5. Бомарше. «Безумный день или Женитьба Фигаро»
  6. «Жизнь Ласарильо с Тормеса, его удачи и злоключения», 1554 г.